Введение в теорию медицинского цигун

Энергия Ци

Более 5000 лет назад древнекитайские мастера эзотерического целительства пришли к пониманию — всё сущее состоит из одной и той же энергетической субстанции, которую они назвали Ци. Эти древние мастера заметили, что во всём сущем существует единство и цельность, и что всё энергетически взаимосвязано как единое целое. Мир — это огромная энерго-информационная сфера. Ближайший анатомический аналог — коннектом головного мозга. Сеть сетей. Матрица матриц. Фрактал фракталов.

Традиционная (как и Классическая) китайская медицина в первую очередь основана на понимании превращений Ци. Древние китайцы верили, что все превращения происходят под влиянием Ци. Рождение, старение и смерть всего сущего на Небе и Земле, включая ветер, облака, гром, дождь, воду, горы, леса, пустыни, океаны, людей, животных и насекомых, вызваны Ци и сформированы из нее. Хотя может показаться, что энергия принимает множество различных форм, всё сущее в природе и, по сути, во Вселенной неразрывно связано друг с другом, так что мы в буквальном смысле слова являемся единым целым со Вселенной через систему Ци.

Ци вибрирует (запомним это слово на будущее) в постоянном энергетическом движении внутри всего сущего. Она является катализатором взаимосвязи всего сущего во Вселенной. Древние китайцы верили, что Ци, Инь и Ян наполняют «Великую пустоту» (У Цзи), окутывая все сущее и не оставляя ничего за его пределами.

В наше время физики показали, что материя и энергия взаимозаменяемы и что материя — это просто другая форма энергии. Материя постоянно вибрирует (снова это слово, да?) в форме частиц или волн. Материя постоянно меняется, либо воздействуя на энергию, либо взаимодействуя с ней. Энергия присуща живому человеческому телу, и человеческое тело поддерживается энергией.

Ци, всё больше отдаляясь от тела, становится всё менее ощутимой.

Древние китайцы овладели специальными техниками уравновешивания энергии тела, чтобы жить в гармонии с окружающей (Земной) Ци, а также с универсальной (Небесной) Ци. Традиционная (и Классическая) китайская медицина утверждает, что когда живые существа начинают терять свою Ци, они теряют свою жизненную силу. Древняя китайская пословица гласит: «Жизнь начинается с накопления Ци; когда Ци рассеивается, человек умирает».

Ци накапливается в организме в виде энергетических бассейнов, создавая энергетическую матрицу внутренних органов. Из этих внутренних бассейнов жизненная энергия организма течет в виде рек и ручейков. Эти энергетические реки и потоки образуют систему сосудов, каналов и коллатералей.

Самый древний иероглиф, обозначающий Ци, появился на костях оракула времен династии Шан (1600-1028 гг. до н.э.) и на бронзовых надписях времен династии Чжоу (1028-221 гг. до н.э.) в виде трех горизонтальных линий (аналогично современному китайскому иероглифу, используемому для обозначения числа три).

Древнекитайский иероглиф, обозначающий «Ци», изображает туман, который поднимается от земли и образует облака.

По словам исследователей-медиков Чжан Юй Хуаня и Кена Роуза в их книге «Краткая история Ци», самый древний китайский иероглиф, обозначающий Ци, первоначально изображал «туман, который поднимается от земли и образует облака». Эта идеографическая форма Ци сохранялась вплоть до ранней династии Западная Чжоу (1066-770 гг. до н.э.) (смотри вторую прикрепленную иллюстрацию). Этот иероглиф также использовался для обозначения тепловых волн, поднимающихся от нагретой поверхности земли, а позже использовался для описания выдыхаемого воздуха, который можно увидеть в холодный день.

Понимание концепции Ци

Вот эта штука мне долго не давалась. Надо же было в материалистической голове это всё уложить. Увязать с той физикой, которая дана нам в ощущениях. В итоге я понял, что это левополушарный вывих, который нам всем (западникам) причиняют уже в раннем детстве. Надо же неистово качать свой «верхний огурец», становиться умным и всё такое. А на Востоке не так. Там вся эта иероглифическая письменность правополушарная, образная, метафорическая. Левополушарной западной логикой её не ухватить. Поэтому я расслабился. Потом еще расслабился. Затем сделал вид, что не очень то мне и интересно это всё… и вот тогда понимание само выскочило и всё разложилось.

Хотя концепция Ци может показаться сложной, на самом деле она довольно проста. Что такое материя? Это просто более плотная Ци. Чем дальше от материи, тем менее плотной становится Ци. Ну типа вот железный чайник, он состоит из Ци? Да, из плотной. А вот тепло от чайника, которое можно почувствовать, даже не касаясь ладошкой, это Ци? Да, только менее плотное. Подобные аналогии будут везде: анатомия человека, строительство дачного домика, устройство солнечной системы… везде.

Ключевое (для целей медицины и самоисцеления, меня это всё занимает только с этой точки зрения) — понять процесс превращения.

Материя превращается в энергию, а энергия — в дух, и наоборот.

Ци считается посредником, или мостом, между материей и духом.

Ци обладает массой, точно так же, как дым или пар имеют массу.

Ци как энергия может проявляться в организме на трех основных уровнях:

  1. Физически как материя: энергетически проявляется через клетки и ткани организма в виде Цзин, костного мозга, крови и жидкостей организма. Самый «нижний» эволюционный этаж. «Крокодил».
  2. Энергетически как резонансные вибрации: Энергетически проявляющиеся через тепло, звук, свет и электромагнитные поля. «Средний» этаж. Психика, «прошивка тела», эмоции. «Обезъяна».
  3. Духовно как Божественный Свет: Энергетически проявляющийся через тонкие вибрации, которые распространяются через бесконечное пространство У-Цзи к Дао (см. иллюстрацию). Это «верхний» этаж. Сознание. Наш божественный дар (и божественное же проклятье).
Пять энергетических полей.

Благодаря наблюдениям и изучению, мастера китайского цигун обнаружили, что каждый внутренний орган человеческого тела выполняет разные функции и обладает разной скоростью энергетических вибраций. Это спустя 5000 лет переоткроют западные ученые :)

Проследив энергетические пути прохождения Ци через каждый внутренний орган и наблюдая за её влиянием на функции организма, китайцы разработали основные теории, на которых была основана традиционная китайская медицинская практика. Что самое ценное в этом, эти основные теории логично вытекают из «теории всего», которая постулируется в даосизме.

На протяжении тысячелетий китайская медицина успешно лечила серьезные заболевания, стимулируя выработку Ци в организме (или же дренируя излишки Ци) очень специфическими способами.

Например, изучая и практикуя цигун, человек может развить в себе осознание Ци (сначала через её чувствование) и её отдельных путей, а также научиться влиять на её энергетическую силу и даже контролировать её.

Если применять Ци к целям медицины, то у нас возникнет медицинский цигун (то есть сначала качаешь это у себя, затем лечишь ею себя, потом лечишь этим других).

Пять областей (сфер) энергии

Погружаясь в древнекитайскую философию, метафизику и мистицизм, мы обрекаем себя постоянно сталкиваться со сферами.

Вообще, у даосов два любимых образа: сфера (круг) и пружина (спираль). Это не просто так. Но об этом как-нибудь потом, дальше.

Чем хороша сфера? В неё можно поместить сферы поменьше. То есть точно такие же объекты, которые просто будут отличаться свойством «размер» (или «объем»).

Стало быть, концепцию областей энергии проще всего объяснить на примере вложенных сфер («луковицы»).

Большинство современных нам ученых по-прежнему считают природу энергетических полей загадочной.

Согласно современной физике, энергетические поля являются более фундаментальными, чем материя.

Энергетические поля нельзя объяснить в терминах материи. Наоборот, проще материю объяснить в терминах энергии, содержащейся в полях.

Древние китайские мастера заметили, что Ци можно разделить на пять отдельных сфер, проявляющихся в различных формах материи и энергии: минеральной, растительной, животной, человеческой и небесной (божественной).

Каждая энергетическая «форма» черпает энергию из энергетической сферы следующей, резонируя и взаимодействуя с Небесным через отношения формы в У-Цзи (бесконечном пространстве).

С каждым повышением частоты вибраций происходит соответствующее повышение так называемого «сознания» и так называемого «уровня осознанности». Мы в это погружаться не будем, потому что мы условились, что мы заземленные, а вся эта «осознанность» (произносить с придыханием) — удел «отлетевших занебесников».

Пять сфер, или проявлений материи и энергии, описаны классиками этого жанра следующим образом:

  1. Сфера минералов считается самой низкой (самой плотной и самой медленной) формой энергетических вибраций. Распад или разделение частиц минералов в сочетании с элементами воздуха и воды образует земную почву. Каждая частица почвы всё еще сохраняет изначальную энергетическую силу минерала, которая взаимодействует с энергией Неба.
  2. Сфера растений считается следующей, более высокой формой энергетических вибраций. Вся растительность Земли (деревья, кустарники, цветы, травы и другие растения) поглощает часть своей жизненной энергии из энергетического поля минералов, увеличивая и приумножая свой энергетический потенциал. Энергетическое поле растения считается следующим этапом энергетической эволюции на пути к небесному энергетическому полю.
  3. Сфера животных считается следующей, более высокой формой энергетических вибраций. Животные потребляют и поглощают энергию из энергетического поля растений, еще больше увеличивая и приумножая свой собственный энергетический потенциал, тем самым приближаясь на шаг к божественному энергетическому полю.
  4. Сфера людей считается второй по величине формой энергетических вибраций. Человек находится между Небом и Землей, участвуя проводником для всех энергетических полей (от Земли: минеральном, растительном, животном и человеческом; от Небес: божественном). С помощью правильного питания, практик цигун и медитации можно раскачивать свой энергетический потенциал до совершенно удивительных значений.
  5. Сфера Неба — это наивысшее вибрационное проявление всей известной энергии. Когда оно окутывает человеческое тело и становится активным внутри него, оно еще больше увеличивает и приумножает энергетический потенциал тела, позволяя такому человеку достичь «божественного сознания». Но это нужно по-сути только в духовных практиках. Для целей медицинского цигун это имеет значение только в особо запущенных случаях.
Пять сфер энергии Ци.

Все эти энергетические сферы происходят из одного источника и, таким образом, содержат вибрационный резонанс единой божественной жизненной силы — Ци.

Зная это, можно повысить питательную ценность того, что мы едим, проявляя глубокое уважение к растениям и животным, которые дают нам жизненную энергию для употребления в пищу.

Приготовление пищи с любовью позволяет усваивать не только содержащиеся в ней витамины и минералы, но и более высокие вибрации единой божественной энергии, присущей всему сущему.

Вот почему во многих древних культурах, которые часто называют «первобытными», перед охотой совершали шаманские обряды, чтобы дух животного добровольно отдал свое тело и жизненную силу для жертвоприношения.

Есть старое буддийское изречение, которое гласит: «Сознание дремлет в минералах, видит сны в растениях, начинает пробуждаться в животных и обладает потенциалом для полного пробуждения в человеке».

В дискурс врываются понятия Инь и Ян

Каждое из пяти энергетических полей (сфер) может быть дополнительно разделено на аспекты Инь и Ян (и это деление, в принципе, околобесконечное, мы везде будем видеть и встречать эту дихотомию).

В традиционной (и классической) китайской медицине теория энергий Инь и Ян представляет двойственность баланса и гармонии внутри тела, а также во Вселенной. Энергия Земли — это Инь, в то время как энергия Небес — это Ян.

Другими словами это два разных качества энергии Ци. То есть Ци в какой-то момент времени может быть более Иньской или более Янской.

Китайская идеограмма Инь изображает темную, тенистую сторону холма или берега реки. Ян изображает яркую, солнечную сторону холма или берега реки.

Китайские иероглифы «Инь» и «Ян».

Инь существует внутри Ян, а Ян существует внутри Инь.

Ян проявляется как активное, творческое, мужское начало, горячее, твердое, светлое, небесное, белое и яркое.

Инь проявляется как пассивное, восприимчивое, женское начало, холодное, мягкое, тёмное, земное, черное и тень.

Инь зависит от Ян, а Ян зависит от Инь. Таким образом, все вещи имеют аспекты Инь и Ян, которые в дальнейшем можно снова разделить дальше на Инь и Ян. Из этого, в принципе, проистекают все извивы гегелевской диалектики (что интересно, Гегель в итоге логически пришел к идее некоего начального Бога. Хотя мог бы не размышлять, а сразу подсмотреть у даосов, хе-хе).

Инь и Ян взаимно создают друг друга, контролируют друг друга, поглощают друг друга и трансформируют друг друга.

Этот динамический баланс Инь и Ян постоянно меняется и трансформирует жизненную энергию организма.

В таблице выше показаны древнекитайские символы Ян (Небо) и Инь (Земля): Ян представлен белым цветом, а Инь — черным. Центр круга символизирует Вечное Дао в У-Цзи.

В даосизме Дао создает Инь и Ян, которые, в свою очередь, порождают дальнейшие разделения Инь и Ян, проявляющиеся как четыре фазы универсальной энергии (Великий Ян, Малый Ян, Великая Инь и Малая Инь).

Эти четыре фазы универсальной энергии формируют энергетические основы пренатальных и постнатальных преобразований, проявляющихся в виде восьми энергетических действий.

Восемь энергетических действий (также известных как триграммы Багуа) действуют как шаблон для всего творения и в дальнейшем могут проявляться через постоянно меняющуюся энергетическую форму 64 гексаграмм И-Цзин.

Инь и Ян порождают стихии Огня и Воды, которые порождают четыре фазы универсальной энергии (Великий Ян, Малый Ян, Великая Инь и Малая Инь). Четыре фазы энергии создают Багуа (восемь триграмм), которые преобразуются в 64 гексаграммы И-Цзин.

Более поздний символ, обозначающий Инь и Ян (ставший популярным во времена династии Сун), по-прежнему выражает энергетическую концепцию Дао, трансформирующегося в Инь и Ян. Однако, если человек не получил компетентных инструкций, эти тонкости легко упустить из виду.

Cимволы Инь и Ян династии Сун (960-1279 гг. н.э.): Ян представлен белым цветом, Инь — черным. Здесь концепция Дао и Вечной Души, которые пребывают в поле Тайцзи, была преобразована в образ перевернутой буквы «S», объединяющей энергии Ян и Инь.

На передаче «компетентных инструкций» построено всё традиционное обучение «мастер — ученик», где подразумевается, что мастер напрямую передает «знание» (инструкции) ученику «от сердца к сердцу». Это так и называется: «прямая передача». В семейных клановых традициях передача идет от отца к сыну.

Успешных практиков, которые тренировались и овладевали искусством уравновешивания энергий Инь-Ян в организме, называли «Тянь Шэнь» или «Сянь», что означает «бессмертные».

Они могли привести в гармонию тело с разумом, разум с волей, волю с дыханием, дыхание с духом, дух с движением и, наконец, движение с окружающей средой (Землей), Вселенной (Небесами) и божественным началом (Дао). То есть по-сути слиться со Вселенной и следовать изначальному Дао. В этом заключается духовная цель даосских практик.

Это нам неиллюзорно подсказывает, что изначально значение имел только духовный аспект подобных верований и занятий. А уже потом этот аспект полностью по этой Иньско-Янской диалектике поделился на воинские (Янские) и медицинские (Иньские) практики.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Василий Смирнов/ автор статьи

Один из немногих последних свободных философов