Базис Юнга
Карл Густав Юнг в 1921 издает работу “Психологические типы” (постулирование существования устойчивых психологических типов людей). Юнг описывает 8 типов с замечанием, что каждый тип может быть разделен еще на 2. Итого 16 типов личности.
Юнг предположил, что у каждого человека существует 4 функции психики:
- Мышление, “логика” (такие люди лучше оперируют логической информацией: рассуждения, умозаключения)
- Чувства, эмоции, “этика” (лучше ориентируются во взаимоотношениях и чувствах, в том числе между другими людьми)
- Ощущения, “сенсорика” (лучше ориентируются в своих ощущениях, всё что касается материального мира)
- Интуиция (лучше оперируют догадками, фантазиями, схватывают ситуацию в целом, всё что не касается материального мира)
И также Юнг подметил, что существует полярность внимания: Экстраверсия (интерес направлен на внешний мир) и Интроверсия (интерес направлен на внутренний мир).
Функции психики есть у всех, но развиваются неодинаково (одна из четырех развита сильнее, остальные слабее) + преобладает либо экстраверсия либо интроверсия этой функции. Также люди делятся на рационалов (оценочность, обусловленное восприятие) и иррационалов (безоценочность, непосредственное восприятие).
Признаки дихотомии социона по Г.Р. Рейнину
Таблица признаков дихотомии
Аристократия — Демократия
| Аристократы | Демократы |
|---|---|
| 2 квадра (Бета): Гамлет, Максим Горький, Жуков, Есенин | 1 квадра (Альфа): Дон Кихот, Дюма, Гюго, Робеспьер |
| 4 квадра (Дельта): Штирлиц, Достоевский, Гексли, Габен | 3 квадра (Гамма): Наполеон, Бальзак, Джек Лондон, Драйзер |
| Все социотипы из 2 и 4 квадр поддерживают общность мнений. | Все социотипы из 1 и 3 квадр поддерживают разнообразие и многообразие мнений. |
| Заботятся о том, чтобы у индивида было достаточное снабжение ресурсами (поддержка семьи, клана, корпорации) | Заботятся о том, чтобы индивид не был изолирован от оборота информации в окружающей среде ("свобода слова и мнений"). |
| Заботятся, чтобы общество не сталкивалось с идеологическими угрозами. | Заботятся, чтобы в обществе не создавалась угроза безопасности личности. |
| На их решение не влияют индивидуальные свойства объекта. | Их решение не зависит от нынешнего состояния объекта. |
| Легче замечают сходства и общие черты между объектами. | Легче замечают несовпадения и различия между объектами. |
| Предпочитают формальные, официальные отношения. | Предпочитают неформальные, неофициальные отношения. |
| Выбирают единомышленников по идеологической принадлежности. | Не разделяют общество и единомышленников по идеологической принадлежности. |
| Каждый объект воспринимается по-разному (в зависимости от принадлежности к классу). | Каждый объект воспринимается равным образом (независимо от принадлежности к классу). |
| "Аристократия ведет к монархии" | "Демократия ведет к олигархии" |
| Сторонники четкого распределения ролей и субординации. Консерваторы. | Сторонники равноправия, руководят через личные отношения. Революционеры. |
| Представители второй (Бета, аристократы формального положения и взаимодействия, внешний признак) и четвертой (Дельта, аристократы глубокого духа и идеи, внутренний признак) квадр. | Демократия — представители первой (Альфа, демократы общения, в общении и одежде раскрепощены) и третей (Гамма, демократы идеи, но в общении и одежде консервативны) квадры. |
| С уважением относятся к иерархии. | Не делят людей по иерархии, считают, что отношение к человеку должно строиться исходя из его личных достижений и поведения. |
| Обычно делят людей по социальным группам (деление на группы может происходить по самым различным критериям: профессиональная принадлежность, пол, возраст, национальность, место жительства и т. п.), классам, стратам. И относятся к людям соответственно их положению в обществе и иерархии в нем («кесарю — кесарево, а слесарю — слесарево», «я — из таких-то», «мы — представляем интересы вот этих»). | Демократы воспринимают людей относительно их личных индивидуальных качеств, не обращая внимание на принадлежность к социальной группе. Демократ воспринимает и определяет себя, прежде всего, через личные качества. При восприятии других людей для него также первичны личные качества человека. Он формирует свое отношение к человеку, исходя из отношения к личным качествам данного человека (авторитет, интеллект, личные достижения и т. п.). |
| Больше внимания уделяют иерархическим видам общения (кто тут сейчас начальник, а кто подчиненный), держат дистанцию, взаимодействуя «по вертикали». | Для демократов более свойственно общение «по горизонтали» — они легче переходят на «ты», легче устанавливают контакты. |
| Стремятся к увеличению дистанции общения. В разговоре никого не перебивают (и не любят, когда перебивают их). | Стремятся к сокращению дистанции общения. В разговоре перебивают. Нормально, когда говорят все разом. |
| Часто используют такие выражения как «типичный представитель», «все они такие», «чудны крестьянские дети» и т.д., натягивая таким образом социальную группу на конкретного её представителя («все гаишники — взяточники, раз ты гаишник — ты по-умолчанию взяточник»). | Также не склонен использовать в речи выражения, обобщающие «групповые черты» отдельных людей (например, «типичный представитель»). |
| Аристократу более присущ коллективизм (хотя скорее, корпоративизим, гильдейство). | Демократу более присущ индивидуализм. |
| Аристократу бывает непонятно, как можно одновременно принадлежать к двум враждующим или противоположным группам: «Ты либо с нами, либо ты с ними (но тогда ты против нас)». | Отношение демократа к другому человеку не будет базироваться на его принадлежности к той или иной группе, а также на своих отношениях с представителями этой группы. |
| Выделяют свой круг общения по каким-либо признакам, осознают его некую «особость», «принадлежность», «элитарность», «стайность». | Признают преимущество отдельных личностей исходя из их индивидуальных качеств. |
| В древнеиндийской классификации аристократия — это свойство асуров («стая волков»). | В древнеиндийской классификации демократия — это свойство богов («коты»). |
| Что аристократам легче, чем демократам: ранжировать обстановку, человека и группу людей по имеющимся критериям, формировать образы обстановки, людей, типажей и социальных слоев, чувствовать и соблюдать иерархию, знать свое и чужое место в строю, соблюдать субординацию. | Демократам легче, аристократам сложнее: выделять индивидуальные качества обстановки и людей, чувствовать себя свободным от иерархии и привычной системы ценностей и действовать без оглядки на нее. |
| Что не следует принимать за аристократизм: Активное употребление социальных категорий в речи. Демократы часто говорят о категориях людей, которые у всех на слуху, но развивают тему с акцентом на индивидуальные качества этих людей. | Что не следует принимать за демократизм: Нежелание ранжировать людей по традиционным социальным категориям и общепринятой иерархии. Аристократ может обладать своей системой ценностей, но в этой системе люди, объекты и ситуации будут попадать в категории, пусть и отличные от общепринятых. |
Квестимность — Деклатимность
| Квестимность (Диалог) | Деклатимность (Монолог) |
|---|---|
| Дон Кихот, Робеспьер, Гамлет, Есенин, Наполеон, Драйзер, Штирлиц, Габен | Дюма, Гюго, Максим Горький, Жуков, Бальзак, Джек Лондон, Достоевский, Гексли |
| В речи часто вопросительные интонации. Склонность к диалогу. Контроль внимания вопросами. Бегающий взгляд. | В речи утвердительные интонации. Склонность к монологу. Контроль внимания взглядом. Взгляд сфокусирован. |
| Ярко выраженная и постоянно вопросительная интонация в диалоге. Не сами вопросы! Вопросительная интонация! | Ярко выраженная и постоянно утвердительная интонация в диалоге. Даже вопросы звучат как утверждения. |
| Интонация с регулярным повышением голоса в конце фраз. | Интонация с понижением голоса в конце фраз (иногда с временным повышением посреди фраз, иногда совсем монотонная, без такового). |
| Легче задавать вопросы. | Легче отдавать приказы, давать инструкции. |
| Нуждаются в реакции собеседника и говорят медленней, чем деклатимы (не всегда). | Не нуждаются в реакции собеседника, говорят быстрее, чем квестимы (не всегда). |
| В новой ситуации сначала концентрируется на том, чтобы получить как можно больше информации. | В новой ситуации прежде всего осознают свое отношение к остальным, поэтому изначально ведет себя, как наблюдатель. |
| Выбирает наиболее подходящий способ как окружающим разглашать свое мнение. | Задумывается какого содержания информацию передать окружающим. |
| Оценивает настроение аудитории, окружающих людей. | Оценивает целостность аудитории чтобы начать работу или начинать разговор. |
| Хорошо чувствует момент, когда настало время для диалога с окружающими. | Чувствует готовность окружающих, когда наступил подходящий момент чтобы выразить свои мысли. |
| Ощущая интерес участников в пространстве, способен менять свой поток информации. | Легко регулирует поток выданной информации – ее длительность и объем. |
| В процессе обмена информации с окружающими свободно регулирует дистанцию, чувствуют, когда их можно вовлечь. | В процессе обмена информации свободно регулирует темп, но редко ощущает потребность привлекать других. |
| Сравнивает новую информацию с предыдущей. | Способен моментально переключаться на новую информацию, анализируя ее. |
| Критично реагирует, когда приходиться выслушать одностороннюю информацию. | Резко реагирует, когда происходит разрыв и незавершенность информации. |
| Общаются, чтобы общаться. Ищут контакт с собеседником и держат его на автомате. | Общаются, чтобы высказаться. Стремятся высказаться, если есть что высказывать, или не готовы высказаться здесь и сейчас. Контакт с собеседником держать сложнее. |
| Квестимам легче, деклатимам сложнее: вести беседу, менять ее направление, чувствовать собеседника, давать ему высказываться, прерывать собеседника строго по необходимости и реагировать на прерывания, передавать прямую речь, говорить и писать кратко, задавать вопросы и отвечать строго по теме. | Деклатимам легче, квестимам сложнее: вести пространный рассказ, развивать и менять тему повествования, давать подробные и развернутые ответы на вопросы, высказываться без элемента сомнения, чувствовать, что они хотят и готовы донести до слушателя и читателя. |
| Что не следует принимать за квестимность: Повышенное количество знаков вопроса в тексте (это еще не показатель). Краткость изложения (многие квестимы могут говорить быстро и напористо, и их бывает тяжело прервать). Перепады интонации и громкости по ходу изложения (важно уловить, чем заканчивает фразы человек, а не то, что бывает по ходу. Деклатим (особенно динамик) может повышать голос по ходу фразы, чтобы понизить его в конце ее). | Что не следует принимать за деклатимность: Фразы большого объема (многие квестимы могут сказать много, но вопросительная интонация никуда не денется). Отсутствие вопросов или вопросы с последующими утвердительными ответами (снова лучше отслеживать интонацию). Вопросы с последующими ответами на них (квестимы тоже могут употреблять такие конструкции, особенно в риторике и убеждении). |
Позитивизм – Негативизм
| Позитивисты | Негативисты |
|---|---|
| Дон Кихот, Гюго, Максим Горький, Есенин, Наполеон, Джек Лондон, Достоевский, Габен | Дюма, Робеспьер, Гамлет, Жуков, Бальзак, Драйзер, Штирлиц, Гексли |
| Первая реакция - принятие. Потом может быть оспаривание, несогласие, уточнение. Но самая первая реакция - принятие входящей информации. | Первая реакция негативная: «Нет». Потом он может что-то принять, согласиться, но самая первая реакция - всегда неприятие, отторжение, отстранение. |
| Охотно принимают инновации, новости, уточнения и исправления в фактах. | Инновации, уточнения и исправления в фактах воспринимают скептически, подозрительно. |
| Не запрещают другим воспринимать новую информацию. | Ограничивают доступ к источникам новой информации. |
| Позволяют другим проявить инициативу. | Неохотно, критично принимают инициативу других. |
| Делятся с другими новой информацией, даже если не проверили её. Охотно распускают слухи и сплетни. | Проверяют новую информацию, только потом делится ею с другими. |
| Охотно стараются повлиять на укрепление взаимоотношений с окружающими. | Главная цель - укрепить свои позиции в окружающей среде. |
| Осознают то, что можно сделать лучше. Трудно оценить объем своей работы. | Легко оценивают объем своей работы. Трудно оценить возможность улучшений. |
| Сосредоточиваются на том, что объединяет, связывает и сближает. | Сосредоточиваются на том, что отличает, распределяет, удаляет. |
| Не возражают, если другие делают выводы о проделанной ими работе. Оценивают качество проведенной работы. | Проверяют выполненную работу на соответствие нормам, стандартам. |
| Замечают сначала положительные моменты, наличие. О результатах своей работы сообщают недостатки. | Замечают сначала отрицательные моменты, отсутствие. О результатах своей работы сообщают достижения. Часто используют «Не». |
| Оценивая ситуацию, выделяют те качества, которые в ней присутствуют. Например: Погода хорошая, небо ясное". | При оценке ситуации выделяют те качества, которые в ней отсутствуют. Например: "Неплохая погода, на небе - ни облачка". |
| Тенденция к постоянному расширению и изменению, в каком-то смысле - к экспансии в описании мира, его "карте". | Тенденция к охране того описания мира, которое есть. |
| Позитивистам легче, негативистам сложнее: находить в ситуации, объекте и явлении позитивные стороны, видеть желаемые перспективы, избегать сомнений, выражать похвалу и оптимизм | Негативистам легче, позитивистам сложнее: находить в ситуации, объекте и явлении негативные стороны, формировать взвешенный подход, выражать отрицания, сомнения, критику и пессимизм. |
| Что не следует принимать за позитивизм: Незначительное количество прямых отрицаний на коротком фрагменте текста или речи. | Что не следует принимать за негативизм: Относительно большое количество прямых отрицаний на коротком фрагменте текста или речи. |
Стратегия – Тактика
| Стратеги | Тактики |
|---|---|
| Дюма, Робеспьер, Гамлет, Жуков, Наполеон, Джек Лондон, Достоевский, Габен | Дон Кихот, Гюго, Максим Горький, Есенин, Бальзак, Драйзер, Штирлиц, Гексли |
| Знают как действовать в общем, вырабатывают универсальные способы решения проблем. Могут дать совет на будущее (и будут спрашивать о ходе реализации совета). | Знают как действовать в каждой конкретной ситуации, не вникая в проблему в целом, и не делая общих выводов. Советы дают по ситуации (и потом не интересуются, был ли он внедрен или нет). |
| Сложнее ориентироваться в текущих делах. Легче понять самому и показать другим направление, где ты находишься в жизни и куда стремишься (или куда нужно стремиться). | Легко ориентируются в текущих делах. При этом дел много, а жизнь они существенно не меняют. |
| Способность сходу ухватить суть происходящего без привязки к конкретным объектам и манипуляциям с ними. | Конкретная сиюминутная манипуляция объектами. |
| Впадают в затяжной кризис, когда непонятно "куда жить". | Впадают в ступор, когда непонятно, что делать прямо здесь и прямо сейчас. |
| Шаги к цели могут быть не самыми эффективными в настоящем, но они всегда направлены на облегчение ситуации в будущем. Сложно изменить цель, проще поменять шаги к цели. | Видят ближайшее будущее более явно, чем отдаленное. Легче сменить цель полностью, чем сменить ряд продуманных тактических шагов. |
| Свою деятельность планируют на длительный период времени. | Свою деятельность планируют на короткий период времени. |
| Сосредоточиваются на обеспечении потребностей людей в будущем. | Сосредоточиваются на потребностях текущего момента, не углубляясь в стратегическую перспективу ("Будет день и будет пища"). |
| Увлекаются новыми идеями, даже если результат ожидается в более отдалённом будущем. | Каждая новая идея быстро надоедает, если от ее невозможно получить немедленную пользу. |
| Участвуют только в реализации таких идей, в которых согласились пожертвовать свои ресурсы, в том числе и силовые. | Увлеченно участвуют в реализации интересных и перспективных в краткосрочной перспективе идей, не задумываясь о ресурсах. |
| Эффективно планируют и организуют снабжение объектов на длительное время, обеспечивая накопление резервов. | Эффективно организуют рациональное использование ресурсов на данный момент, но не задумываются о накоплении резервов. |
| Уверены, что их обоснование соответствует объективным фактам. | Убеждены в истинности своей личной точки зрения на происходящее. |
| Концентрированно излагают собранные факты, свои мнения в них включают минимально. | Углубляют и обогащают собранные факты своей выдумкой и фантазией. |
| Чтобы убедить, оценивают целесообразность и объективность источников информации. | Свободно пользуются любыми источниками информации, включая сомнительные. |
| Стратегам легче, тактикам сложнее: чувствовать, в каком направлении развивается их жизнь, что они хотят добиться в жизни, что ведет их в этом направлении, что решит их проблемы в нужном масштабе, избегать лишних задач и дел. | Тактикам легче; стратегам сложнее: составлять планы ближайших действий, чувствовать, что надо сделать в ближайшее время, решать не связанные друг с другом текущие задачи. |
| Что не следует принимать за стратегию: заявления о долгосрочной цели, поиске гармонии, смысла. Особенно это относится к людям, которые увлекаются психологией, проходят тренинги, посещают коучей, занимаются "саморазвитием" и т.д. | Что не следует принимать за тактику: звучащие в речи стратегов (особенно сенсорных) подробности того, каким они видят свое будущее. Как правило, стратеги не озвучивают подробные пути, по которым собираются идти к этим целям здесь и сейчас. |
Эмотивизм — Конструктивизм
| Эмотивисты | Конструктивисты |
|---|---|
| Дюма, Робеспьер, Максим Горький, Есенин, Наполеон, Джек Лондон, Штирлиц, Гексли | Дон Кихот, Гюго, Гамлет, Жуков, Бальзак, Драйзер, Достоевский, Габен |
| Инициируют общение по эмоциональным поводам (под влиянием эмоций). | Инициируют общение по конструктивным поводам ("по делу", могут ради этого придумать "дело"). |
| Общение строят на сочувствии. Склонны утешать, эмоционально поддерживать. Важна эмоциональная сторона общения. | Общение строят на взаимопомощи. Стараются помочь делами. Не склонны к подстройке под настроение собеседников. |
| Подвержены воздействию эмоционального фона. Каждый день - перепады, источником которых может быть все что угодно - внешние раздражители, приближение желанного или нежелательного события, бессонница, музыка... Первая реакция - эмоциональная. Пока новых раздражителей нет, эмоции остывают и становится тяжело их воспроизводить. Из-за эмоциональной раскачки упускают много деталей. Чтобы пережить эмоции, стремятся получить из внешнего мира новые впечатления. | Отстранены от текущего эмоционального фона до тех пор, пока он ровный, и в нем нет раздражителей, способных пробить защиту. Если защита пробивается, конструктивист получает эмоциональный якорь (возможно и травму) всерьез и надолго. Способны воспроизводить эмоциональные реакции на старые ситуации. Чтобы пережить какие-либо эмоции склонны возвращаться к событию или месту, где они были вызваны, например, могут по нескольку раз перечитывать одну и ту же книгу. |
| Сначала считывают эмоциональную часть ситуации, а лишь потом способны её осмысливать. Подстраиваются под настроение собеседников. | Важно вначале осознать смысловую часть ситуации, чем эмоциональную. Эмоциональная реакция происходит замедленно, после того, как прошел этап конструктивной реакции. |
| Лицо как правило подвижно, выражение меняется каждую секунду. | При взгляде на лицо возникает ощущение застывшей маски. |
| Раздражительны. | Злопамятны. |
| Эмотивистам легче, конструктивистам сложнее: чувствовать эмоциональную сторону ситуации, эмоционально подстраиваться под окружающих; отстраняться от старых эмоций, переживать последствия старых эмоциональных потрясений, доносить до людей смысл давно прошедших и хорошо усвоенных ситуаций. | Конструктивистам легче, эмотивистам сложнее: с ходу улавливать смысл ситуации, слов, объектов и явлений; эмоционально влиять на окружающих, доносить до людей эмоционально затронувшие их события и явления; в большинстве случаев — избегать ненужного раздражения и беспокойства по пустякам. |
| Что не следует принимать за эмотивизм: Заявления о том, что эмоции при воспоминаниях становятся слабее (у конструктивиста они могут становиться слабее, но не исчезают совсем). Резкую реакцию на критику (критика для конструктивиста - давление на болевую функцию, что вызывает естественный всплеск эмоций). | Что не следует принимать за конструктивизм: Заявления о том, что в фильме или задании по работе все понятно с первого раза (эмотивист может понять сюжет фильма с первого раза или посчитать, что в задании всё уже понятно). Эмоциональный рассказ о старых впечатлениях (эмотивист может попытаться накачать себя, но это уже новые эмоции здесь и сейчас). |
Процесс — Результат
| Процессёры (индивидуалисты) | Результатёры (коллективисты) |
|---|---|
| Донкихот, Дюма, Гамлет, Максим, Наполеон, Бальзак, Штирлиц, Достоевский. | Гюго, Робеспьер, Жуков, Есенин, Джек, Драйзер, Гексли, Габен. |
| Человек с установкой на процесс (процессёр) чувствует себя частью того, что он делает. Он глубоко погружен в один процесс, способен зависнуть в нем надолго и с трудом переключается с одного дела на другое. | Человек с установкой на результат (результёр) не погружается в свои действия глубоко. Таким людям легче делать несколько дел сразу, переключаясь между ними. |
| Потребность в доведении дела до конца процессёров слабая, зато степень проработки этого дела основательная. | Потребность в доведении дела до конца и периодической смене занятий у результёров естественная. Если задача крупная, она автоматически разбивается на задачи поменьше — и каждая доводится до промежуточного финиша. У результёров больше риска делать дела по верхам, но больше чувства меры, способности дозировать усилия и переключаться. |
| Больше свойственна ориентация на прошлое и «подведение итогов». | Больше свойственна ориентация на будущее и потенциальные возможности ситуации. |
| Процессёр всегда на пути к своему идеальному решению. | У результёра всегда есть готовое черновое решение. |
| Процессёрам легче, результёрам сложнее: концентрировать внимание, глубоко погружаться в действия и удерживать детали одного процесса, избегать лишних переключений внимания, поверхностных и небрежных действий и решений, работать совместно над одной задачей, делать одно дело на совесть. | Результёрам легче, процессёрам сложнее: делать несколько дел сразу и доводить их до промежуточных и полных результатов, менять обстановку, не привязывать себя к одному процессу, переключаться между делами, реагировать на изменения обстановки, распределять задачи и обязанности между людьми, подводить итоги. |
| Что не следует принимать за процесс: Подробный рассказ как таковой. Экстраверты-деклатимы склонны описывать события долго и подробно, а динамики к тому же непрерывно. | Что не следует принимать за результат: Слова «в результате», «в итоге» результёры используют чаще, но не они одни ими пользуются. Надо проверять, в каком контексте они сказаны или написаны. |
Уступчивость — Упрямость
| Уступчивые | Упрямые |
|---|---|
| Донкихот, Дюма, Жуков, Есенин, Джек, Драйзер, Штирлиц, Достоевский. | Гюго, Робеспьер, Гамлет, Максим. Наполеон, Бальзак Гексли, Габен. |
| Человека, способного в малоизвестной ситуации отступить от привычной позиции, называет уступчивым. | Человек, способного сохранить свою привычную позицию в малоизвестной ситуации, называет упрямым. |
| У уступчивых интерес к кому-либо возникает только тогда, если он подкреплен соответствующим ресурсом, возможностью. В процессе взаимодействия с другими людьми свободно оперирует своими интересами (готов дать фору, рассмотреть встречные требования, делить свои интересы с кем-то или совместно ими управлять). Четко делит интересы на «свои» и «чужие». | Упрямые в непонятных ситуациях сохраняют свою привычную позицию. При взаимодействии с другими людьми свободно оперируют своими ресурсами (могут делиться и меняться ресурсами, осознанно восполнять их и тратить). Четко осознает разделение ресурсов на свои и чужие. |
| Начинают защищаться при конфликте но не отслеживают угрозы интересам. Если какой-либо человек начинает претендовать на ресурсы уступчивого, вторгаясь тем самым в его внутреннее пространство, то резкая реакция уступчивого со стороны может показаться неадекватной, даже агрессивной (такая реакция связана с неприкосновенностью ресурса). | При вторжении в сферу их интересов, защищаются, при этом не отслеживают угрозы ресурсам. Если кто-либо пытается навязать упрямому свои интересы, вторгаясь тем самым в его внутреннее пространство, то реакция упрямого будет достаточно резкой (такая реакция появляется, если чужой интерес не становится личным интересом упрямого). |
| Хотя в информационном поле у них есть своя позиция, но остаются в середине между собой и партнером, не навязывая своих мыслей. | В информационном поле подчеркивают и распространяют свою позицию, навязывая свои мысли партнёру. В диалоге не способен быть гибким. |
| Пассивная оборона. Оперируют целями. Легко отказываются от целей при нехватке ресурсов. Ресурсы слабо осознаны. | Оборона нападением. Легко оперируют ресурсами, подтягивают к желательным целям. Цели слабо осознаны. |
| Реализуя свои интересы, объективно оценивают все необходимые для этого ресурсы и в случае нехватки ресурсов могут отказаться от какой-то части своих интересов. | Для реализации своих интересов и намерений изыскивают любые возможные ресурсы. |
| От уступчивых вы с большей вероятностью дождетесь резких колючих слов, неэтичных поступков. | В обычных условиях упрямые намного сдержаннее. Они позаботятся о том, чтобы «подстелить соломку» и не сказать лишнего, а сказав, почувствуют дискомфорт и охотно извинятся. |
| В заведенном состоянии два уступчивых легко обмениваются резкими словами и поступками, но легче поймут друг друга. | В заведенном состоянии упрямые способны сорваться на крик. Два упрямых легко забьют друг друга эмоциями. |
| Уступчивые принимают простые решения исходя из наличных ресурсов. | Решения упрямого должны быть оптимальными или никакими. |
| Не думают, что от лишней покупки "резко обеднеют". Оценивают покупки и платежи на свое усмотрение - со знанием дела, если это логики-экстраверты, или методом тыка если это этики-интроверты. | Выбирают подешевле, не дороже определенного уровня. Стараются совершать платежи без комиссии. Не хотят платить за доставку в интернет-магазине. Считают, сколько потратили. |
| Уступчивым легче, упрямым сложнее: принимать решения, гибко распоряжаться имеющимися ресурсами, оценивать, расходовать ресурсы и совершать поступки по своему разумению, без оглядки на нормы, без сожаления расставаться с интересами, целями и желаниями, выполнение которых сильно затруднено. | Упрямым легче, уступчивым сложнее: принимать решения, в которых все взвешено и учтено, до конца бороться за свои желания и интересы, в большинстве случаев — соблюдать нормы расходования ресурсов и нормы в поведении и общении с людьми. |
| Что не следует принимать за уступчивость: Нужно иметь в виду, что у упрямого сохраняется нормирующий интерес — обойтись без серьезных неприятностей: нарушения закона, не остаться без средств, сохранить отношения. Внутренний конфликт интересов в сознании упрямого существует даже при важной мотивации. | Что не следует принимать за упрямость: Стремление добиться желаемого есть у всех людей, но проявляется по-разному. Упрямые хорошо чувствуют, чего они хотят, но хуже понимают, хватит ли у них сил, обойдутся ли они без серьезных конфликтов — и беспокоятся по этому поводу. Уступчивые делают акцент на ресурсы, которые они готовы потратить. Поэтому они цепляются за свой критичный ресурс и это воспринимается за упрямость. |
Беспечность — Предусмотрительность
| Беспечные | Предусмотрительные |
|---|---|
| Донкихот, Дюма, Гамлет, Максим, Джек, Драйзер, Гексли, Габен. | Гюго, Робеспьер, Жуков, Есенин, Наполеон, Бальзак, Штирлиц, Достоевский. |
| В каждой новой ситуации выясняет, что в нем актуальнее и интересное. | В каждой новой ситуации применяет уже накопленный и проверенный опыт. |
| Не считает необходимым делиться с информацией, которая уже потеряла смысл. | Не считается необходимым делиться с информацией, которая противоречит ее опыту. |
| Увлеченно обсуждают новые, нераскрытые темы. | Увлечено обсуждают уже известные ему темы. |
| Темп своих действий регулирует свободно, гибко, но не способен определить момент начала работы. | Темп своих действий регулирует планомерно, не умеет равномерно распределять его, поэтому часто перетруждается. |
| Альтернативные решения находят в процессе работы | Только в процессе работы находит, как облегчить процесс. |
| Заботится только о тех объектах, с которыми создал стабильную связь. | Новую информацию принимает только из тех источников, с которыми уже создана связь. |
| В каждом событии замечает только самое интересное и выгодное. | В каждом событии замечает только уже известное и полезное. |
| В непонятных и незнакомых ситуациях осознают минимум своих потребностей. | В непонятных и незнакомых ситуациях осознают свои личные риски. |
| Каждая ситуация — уникальна. Она может быть хоть копией предыдущей — беспечный не сможет легко вспомнить и воспроизвести, как решал похожую задачу прошлый раз. | Воспринимают ситуации, как стандартные, нормативные. Ко всему, с чем они сталкивались, у них наработан стандартный подход — им они и пользуются, пока это возможно. |
| Беспечные склонны изобретать новые велосипеды там, где их и так немало. | В сознании предусмотрительных всё всегда одинаково. Если человек — друг, он всегда будет другом. |
| Беспечные ТИМы - носители постоянной тревоги (потому что каждый раз как в первый раз, а неизвестность это тревога) | Предусмотрительные рискуют оказаться фрустрированными при появлении по-настоящему новой для них задачи, если типовое решение для нее отсутствует. |
| Привязаны к комфорту и удобству. Нуждаются в разнообразии, смене ощущений. | Открыто проявляют волю, эстетический вкус. |
| Ориентируются на имеющиеся ресурсы и потенциальные возможности что-то сделать. | Ориентируются на способность планировать ресурсы и возможности. |
| В каждой новой ситуации стараются вести себя по-новому, не так, как в предыдущий раз. | В каждой новой ситуации действуют аналогично предыдущему опыту, не особо считаясь с тем, что произошли изменения. |
| Восприятие проблемной ситуации происходит через обнаружение в ней новых, незнакомых черт, а поиск решения проблемы ведется в рамках текущей ситуации. Это вынуждает каждый раз составлять новый алгоритм, пригодный для конкретной задачи, и позволяет находить принципиально новые решения. | Восприятие проблемной ситуации происходит через узнавание в ней знакомых черт, а поиск решения проблемы ведется с привлечением всего накопленного опыта, своего и чужого, как для подобных ситуаций, так и для любых других. Это позволяет пользоваться готовыми, проверенными алгоритмами, перенося их в другие области жизнедеятельности. |
| При ответе на поставленный вопрос контекст поиска ответа, решения задачи (подготовительный этап, сбор информации, прошлый опыт и т. п.) никак не озвучивают — подразумевают «по умолчанию». | В новой ситуации предпочитают использовать весь свой опыт, в т.ч. и не относящийся к конкретной ситуации. Стремятся заранее предусмотреть ситуацию. |
| Беспечным легче, предусмотрительным сложнее: глубже погружаться в ситуацию и находить решения, которые лучше ей отвечают, изобретать новое, избегать шаблонных решений, разбираться в ситуации на месте, помнить о внештатных ситуациях и быть к ним готовыми. | Предусмотрительным легче, беспечным сложнее: вспоминать старый опыт и пользоваться им, действовать по инструкции, ограничиваться наиболее вероятными вариантами развития ситуации, избегать ненужных поисков решения и лишних мыслей о внештатных ситуациях, потерь вещей и информации, вспоминать уже усвоенный материал. |
| Что не следует принимать за беспечность: Беспокойство по поводу регулярных потерь вещей, страха не выключить при выходе из дома утюг и т.д. | Что не следует принимать за предусмотрительность: Формулировать общий принцип действий и ссылаться на прошлый опыт могут и беспечные. Разница в том, что при появлении новой однотипной задачи полностью полагаться на старый принцип и опыт им не удается. |
Рассудительность — Решительность
| Рассудительные | Решительные |
|---|---|
| 1 и 4 квадры считаются рассудительными (нерешительными), поскольку свои решения часто меняют под влиянием вновь открывшихся обстоятельств. | 2 и 3 квадры считаются решительными, потому что в любой жизненной ситуации они способны создавать, сохранять, удерживать стабильное состояние. |
| Первая квадра (Донкихот, Дюма, Гюго, Робеспьер) - "не созревшие дети", у которых часто меняются интересы. | Вторая квадра (Гамлет, Максим, Жуков, Есенин) - "молодые люди", пробивающие себе дорогу в жизни. |
| Четвертая квадра (Штирлиц, Достоевский, Гексли, Габен) - "старики", у которых уже ушла былая сила. | Третья квадра (Наполеон, Бальзак, Джек, Драйзер) - "взрослые", на чьих плечах самые тяжелые периоды жизни, поэтому их поведение серьезное, требующее решимости. |
| Рассудительные больше ориентируются на потенциальные возможности, в общении стремятся скорее доставить удовольствие, быть интересным партнеру (в том числе и сексуальному). | Решительные больше ориентируются на непосредственное переживание общения, удовольствие от процесса. |
| Ценят хорошие ощущения. Любят обсуждать самочувствие, эстетику, возможности и варианты. Находят объяснения непонятному. | Ценят проявление воли, усилий, рациональное использование времени. Обсуждают в основном пути решения проблем, но не сами проблемы. |
| Поведение - "дающие". Законченность внешней ситуации (доставить удовольствие партнеру). | Поведение - "берущие". Законченность внутренней ситуации (получить удовольствие от процесса). |
| Рассудительным сложно мобилизоваться, но легко расслабиться. Рассудительные типы предпочитают не спешить, а принимать решения медленно, все основательно продумав. | Решительные способны быстро мобилизоваться и начать действовать, при этом им сложно расслабиться. Принимают решения быстро, ценят быстроту и в партнерах. |
| Рассудительные в естественном состоянии расслаблены; они максимально мобилизуются, концентрируются только на время выполнения какой-либо задачи, а после того, как задача выполнена, они снова выходят из состояния мобилизации. Расслабленность (отсутствие мобилизации) — это естественное состояние рассудительных. | Решительные в процессе деятельности хорошо осознается момент принятия решения и этап выполнения этого решения, требующий больших усилий, а этапу обдумывания не придается значения. Они мобилизуются еще до того, как это оказывается реально необходимым, как бы подсознательно готовятся к выполнению предстоящих в будущем задач; после выполнения какой-либо задачи решительные остаются все еще мобилизованными в течение некоторого времени. |
| Перед важным, ответственным делом необходимо пребывать в естественном состоянии расслабленности (отдохнуть, отвлечься) — чем лучше он отдохнет, тем эффективнее будет последующая мобилизация, концентрация в нужный момент. Склонен делить предстоящее крупное дело на несколько этапов. Лучше осознают и считают более ценным подготовительный этап перед принятием решения. | Мобилизованность — естественное состояние решительных. Не склонен делить предстоящее крупное дело на отдельные этапы, мобилизуется на время, необходимое для выполнения всего дела в целом. Пока задача не выполнена, у решительного поддерживается состояние внутренней готовности. Момент принятия решения осознается и запоминается. |
| Оценивают, как новые обстоятельства влияют или изменяют принятое решение. | Побочные условия не влияют на реализацию принятого решения. Не отступают от него. |
| Сосредоточенны на том, чтобы максимально были удовлетворены их потребности. | Сосредоточенны на том, чтобы максимально было заполнено их время. |
| Длительное время накапливают и используют старые объекты (в том числе исторические). | Регулярно обновляет запасы, объекты, новыми заменяя старые. |
| Вкладывает свои усилия в совершенствование качества старых объектов. | Вкладывает свои усилия в создание новых объектов. |
| Связь с принятыми объектами образует под воздействием внешних обстоятельств. | Регулирует условия, влияющие на связь с принятыми объектами. |
| В кризисных случаях и безнадежных ситуациях реагируют с опозданием. | Свои силы и энергию мобилизуют сразу, предусматривают возможные кризисные и безнадежные ситуации. |
| Рассудительным легче, решительным сложнее: принимать взвешенные решения и избегать ненужных, реагировать на свое физическое состояние и действовать в его рамках, подстраиваться под окружающую обстановку и избегать лишней активности, отдыхать и сбрасывать напряжение. | Решительным легче, рассудительным сложнее: оперативно принимать решения и выполнять их, преобразовывать окружающую действительность, переносить нагрузки, жить и действовать в напряженной, стрессовой обстановке, быть готовым к дополнительным трудностям и преодолевать их. |
| Что не следует принимать за рассудительность: Разговоры о еде с повышенным интересом. Интерес к еде возникает и у рассудительных, и у решительных. | Что не следует принимать за решительность: Трудоголизм, жесткость, выносливость и легкость на подъем как характеристики человека. Рассудительных, имеющих репутацию трудоголиков, достаточно, но они нащупали способы расслабляться по ходу работы и восстанавливаться на ходу. |
Объективизм — Субъективизм
| Субъективисты (Весёлые) | Объективисты (Серьёзные) |
|---|---|
| Донкихот, Дюма, Гюго, Робеспьер, Гамлет, Максим, Жуков, Есенин. | Наполеон, Бальзак, Джек, Драйзер, Штирлиц, Достоевский, Гексли, Габен. |
| К субъективистам (весёлым) относятся представители квадр Альфа и Бета. | К объективистам (серьёзным) относятся представители квадр Гамма и Дельта. |
| Квадра охотно обсуждает впечатления и атмосферу окружения. | Квадра охотно обсуждает действия и достижения других. |
| Весёлые большое значение придают эмоциям, объективным потребностям, любят их обсуждать. Действуют коллективно, вместе. Любят и ненавидят тоже. | Серьёзные обсуждают любовь и ненависть, поступки и действия. |
| В своих суждениях веселые опираются на то, что в любой ситуации нет единственно правильного варианта решения, склонны проводить дополнительную "сверку понятий", предполагая, что под одним и тем же словом разные люди понимают разные вещи. | Серьезные предполагают наличие общих объективных закономерностей, не зависящих от субъективных мнений. |
| Веселые быстро могут сблизить психологическую дистанцию, минуя постепенные этапы сближения: знакомство, обмен информацией друг о друге. | Для сокращения психологической дистанции серьезным необходимо знать имя человека, какую-то другую характеризующую его информацию. |
| Субъективист считает собственные понятия и суждения верными или неверными без сверки их с общедоступными и общепринятыми знаниями. | Объективист считает собственные понятия и суждения верными только в том случае, если они не противоречат общедоступным и общепринятым знаниям. |
| При коммуникации в каждом конкретном случае происходит выработка локального языка и совместной оценочной системы, что служит залогом взаимопонимания. Для интенсивного общения не требуется поэтапного сближения как условия выявления общей когнитивной платформы. | При коммуникации партнеры пользуются общепринятой системой понятий, оценок и сложившегося описательного языка. Для интенсивного общения требуется поэтапное сближение. |
| Хорошо осознают общий эмоциональный фон, сопутствующий общению с какими-либо людьми (например, воодушевление, веселье, напряжение и т.д.). | Плохо осознают общий эмоциональный фон. Не воспринимают эмоционально окрашенные понятия (например, «веселье») и подменяют их интерпретациями, не имеющими прямого эмоционального окраса (вместо слова «веселье» говорят «развлечение», «отдых», «удовольствие» и т. п.). |
| Веселье (как, вероятно, и вообще какие-либо эмоциональные переживания) у них выделено в отдельный вид деятельности (могут, например, на вопрос о том, чем они были заняты — ответить: «Мы веселились» — воспринимают эмоциональное общение как отдельный род занятий). | Не воспринимают эмоциональное общение как отдельный род занятий, и склонны смешивать его с другими совместными делами (могут веселиться на работе или заниматься серьезными делами, веселясь). |
| Для субъективиста объективная истина не существует. Это отсутствующее, ненужное понятие. | Чтобы докопаться до истины, объективисту нужно «потрогать ее» в прямом или переносном смысле. |
| Субъективистам легче, объективистам сложнее: формулировать концепции и точки зрения, допускать множество точек зрения и обмениваться ими, не упираться в свою правоту там, где это не нужно, находить общий язык там, где объективные критерии трудно найти, не испытывать барьеров в общении с незнакомыми людьми. | Объективистам легче, субъективистам сложнее: чувствовать реальную обстановку и опираться на реальность при принятии решений и в спорных ситуациях, проверять идеи практикой, избегать ненужных споров и дискуссий, держаться в стороне от сомнительных идей и концепций, чувствовать разницу между знакомыми и незнакомыми людьми и степень знакомства. |
| Что не следует принимать за субъективизм: Эмоциональность, общительность людей. Самые живые, эмоциональные люди — экстраверты-объективисты, за счет эмотивизма. А также фразы типа «У каждого свое мнение», «У каждого своя правда», «Объективной истины нет» могут встречаться у объективистов. Разница в том, что объективисты, аргументируя такое мнение, рано или поздно озвучат реальную картину вещей. Например, о том, что есть мир, в котором много людей, которым сложно понять все верно. Субъективист останется на позиции, что есть лишь отдельные мнения отдельных людей. | Что не следует принимать за объективизм: "Могу переубедить фактами" и другие подобные заявления. Субъективисты часто так заявляют, но озвучивают это на уровне принципа. В то время как объективисты стараются нащупать объективную картину вещей, но не всегда понимают это на уровне принципа. |
Рациональность — Иррациональность
| Рационалы | Иррационалы |
|---|---|
| Гюго, Робеспьер, Гамлет, Максим, Джек, Драйзер, Штирлиц, Достоевский | Дон Кихот, Дюма, Жуков, Есенин, Наполеон, Бальзак, Гексли, Габен |
| Стремятся продумать предстоящие действия до мелочей, подготавливаются заблаговременно. Избегают неожиданностей. Доводят дело до конца. Стабильная работоспособность. | Не стремятся планировать всё заранее. Действуют спонтанно, по ситуации. Работоспособность и настроение сильно меняется. |
| Рационалы воспринимают мир согласно выработанному поведенческому сценарию. Они нуждаются в раскачке, с трудом реагируют на внезапно изменившуюся обстановку, стремясь в этом случае сначала дать ей оценку, а потом воспринимать. | Иррационалы воспринимают внешний мир непосредственно, без предварительной оценки. Легко ориентируются и подстраиваются к изменяющейся обстановке. |
| Рациональные — это шизотимы. Шизотимам присуще тонкое изменение чувствительности. Шизотимы характеризуются более точной направленностью и достаточно ровным состоянием. | Иррациональные — циклотимы. Для циклотимов характерны колебания настроения. Циклотимы же характеризуются взлетами и падениями настроения, т. е. это постоянные циклы: то всплеск энергии, эйфория, то депрессия, упадок сил. Крайняя степень циклотимности — маниакально-депрессивный синдром (биполярно-аффективное расстройство). |
| У рационалов доминантным является левое, вербально-логическое, полушарие мозга. | У иррационалов - доминантное правое полушарие мозга, отвечающее за образное мышление. |
| Рационалы стремятся дать оценку всему, что они видят, чувствуют и замечают. Хорошо, плохо, правильно, неправильно, прямо, криво — рационалу легко подобрать слова на любой случай. А вот впитывают новое рационалы ограниченными дозами — мешают фильтры в сознании. Эти же фильтры позволяют легко подбирать слова. | У иррационалов все наоборот. Они постоянно ощущают мир на своей шкуре. А вот подобрать слова сложно — сознание иррационала в основном состоит из черных ящиков. Оценки даются лишь отдельным, лучше изученным объектам, ощущениям и явлениям. Рационал сначала думает, потом делает. Иррационал сначала делает, потом думает. |
| В случае нарушения привычного порядка реакция рационала будет сдержанной, он выскажется что в ситуации плохого, и какой порядок ему более привычен. | В случае нарушения привычного порядка реакция иррационала будет очень резкой — быстро восстановить всё как было, найти и наказать виновных. |
| Рационалам легче, иррационалам сложнее: подбирать слова и описывать ими людей, объекты и явления, следовать намеченному плану и принципу, воздерживаться от лишних движений и резких реакций. | Иррационалам легче, рационалам сложнее: чувствовать реальность как есть, быстро реагировать на изменения обстановки, воздерживаться от лишних слов и ненужной критики. |
| Что не следует принимать за рациональность: Слова человека о том, что он планирует дела, придерживается этих планов и недоволен их срывом. Правильные, симметричные позы, ровные плечи. | Что не следует принимать за иррациональность: Гибкий график дня, склонность менять планы. Гибкие, несимметричные позы человека. |
Экстраверсия — Интроверсия
| Экстраверты | Интроверты |
|---|---|
| Дон Кихот, Гюго, Гексли, Штирлиц, Наполеон, Джек Лондон, Жуков, Гамлет | Бальзак, Есенин, Драйзер, Достоевский, Дюма, Габен, Робеспьер, Максим |
| Внимание экстраверта уделено объектам. Под таковыми понимаются как материальные — предметы, обстановка вокруг, так и нематериальные идеи и понятия. Эти объекты экстраверт воспринимает на автомате, не придавая большого внимания своим мыслям и ощущениям от них. Объекты просто есть, и их много. | В фокусе внимания интроверта — его собственные ощущения, чувства и мысли. Они доминируют в его речи. Объектам интроверт уделяет ограниченное внимание — настолько, насколько без них не обойтись. При этом он легко переключается с объектов на свое отношение к ним, на чувства и мысли, которые они вызывают. |
| Интерес в основном к внешнему миру. Приоритет внешнего мира перед отношением к нему. Стремление изменять окружающий мир. Инициативность. | Интерес к своему внутреннему миру. Приоритет своего отношения к внешнему миру перед самим миром. Стремление менять самого себя. Приспособляемость. |
| Экстравертам легче, интровертам сложнее: видеть, чувствовать и описывать объекты вокруг, общаться со многими людьми, помнить о множестве дел и задач. | Интровертам легче, экстравертам сложнее: понимать, чувствовать и фиксировать себя, свои ощущения, выводы, мысли, отдельные объекты вокруг себя, проводить время одним без смены обстановки. |
| Что не следует принимать за экстраверсию: способность долго говорить, держать большую аудиторию. | Что не следует принимать за интроверсию: внешнюю неактивность, малое количество знакомых и друзей. |
Интуиция — Сенсорика
| Интуиты | Сенсорики |
|---|---|
| Дон Кихот, Робеспьер, Гамлет, Есенин, Бальзак, Джек Лондон, Достоевский, Гексли | Дюма, Гюго, Максим, Жуков, Наполеон, Драйзер, Штирлиц, Габен |
| Человек размышления. Как бы размазан в пространстве, растянут по оси времени. Менее заметен в пространстве. Его "мало". | Человек действия. Находится в «здесь и сейчас». Заполняет пространство. Его "много". |
| Абстрактное мышление. Внимание к сути. | Конкретное мышление. Внимание к деталям. Контроль окружающего пространства. |
| Мыслят через ассоциативные образы, которые производит их сознание. | Лучше чувствуют свой организм и могут описать его состояние словами. |
| Лучше ориентируются во времени, чем в пространстве. | Лучше ориентируются в пространстве, чем во времени. Часто описывают время через пространство. |
| Интуитам легче, сенсорикам сложнее: Мыслить абстрактно и ассоциативно, ориентироваться во времени, понимать суть ситуации, явления и объекта, выдвигать идеи, видеть возможности и пути развития ситуации. | Сенсорикам легче, интуитам сложнее: Мыслить конкретно, ориентироваться в пространстве, чувствовать физическую сторону объектов, чувствовать и применять силу, чувствовать свой и чужой организм. |
| Что не следует принимать за интуицию: Слова «у меня сильно развита интуиция» (их как правило произносят сенсорики). Худощавое телосложение (худых сенсориков так же много, как и полных интуитов). | Что не следует принимать за сенсорику: Плотное телосложение. Относительно высокое количество объектов или физических ощущений в речи (обычно это обусловлено контекстом происходящего, а не сенсорикой). |
Логика — Этика
| Логики | Этики |
|---|---|
| Дон Кихот, Робеспьер, Максим Горький, Жуков, Бальзак, Джек Лондон, Штирлиц, Габен | Дюма, Гюго, Гамлет, Есенин, Наполеон, Драйзер, Достоевский, Гексли |
| Опираются на понимание, на объяснения. | Опираются на отношения и эмоции, которые в основном доминируют в их жизни. |
| Оценивают мир с точки зрения правил, логических связей. | Оценивают мир с точки зрения чувств, эмоций, переживаний своих и других людей. |
| Способность решать логические задачи, находить и использовать взаимосвязи, поступать рационально, структурное мышление. | Способность чувствовать настроение и отношение людей и управлять ими, формировать их. |
| Логикам легче; этикам сложнее: делать формальные выводы, понимать смысл вещей, идей и процессов, управлять материальными объектами, подбирать слова, решать сложные научные и деловые задачи. | Этикам легче, логикам сложнее: чувствовать людей и подстраиваться к ним, чувствовать и выражать эмоции, понимать свое и чужое отношение, не совершать жесткие поступки почем зря. |
| Что не следует принимать за логику: обсуждение темы технологий, ведения дел, устройства мира, структуры и порядка вещей и т.п. | Что не следует принимать за этику: обсуждение темы отношений между людьми, эмоций, общения и т.п. |
Статика — Динамика
| Статики | Динамики |
|---|---|
| Дон Кихот, Робеспьер, Максим Горький, Жуков, Наполеон, Драйзер, Достоевский, Гексли | Дюма, Гюго, Гамлет, Есенин, Бальзак, Джек Лондон, Штирлиц, Габен |
| Не могут следить за объектом без периодических переключений кадра в их сознании. | Способны непрерывно наблюдать объекты и явления, пространно описывать, что с ними происходит. |
| Мышление статическими образами, состояниями. Запоминание в основном временными фрагментами, «кадрами». Воспринимают действительность как набор статических картинок (слайдов), которые могут быть не связаны непрерывным потоком изменений. | Чувство времени и развития процессов, измений, движения. Хорошее понимание, что надо делать. Подвижность. Воспринимают действительность как последовательность событий. |
| Больше обращают внимание на постоянные характеристики объектов, при адаптации проявляют большую гибкость и активность на физическом уровне. | Динамики больше обращают внимание на изменяющиеся характеристики объектов, сами менее подвижны и склонны к наблюдательной позиции. |
| Речь состоит из коротких фрагментов, отделенных друг от друга заметными барьерами. Иногда эти барьеры соответствуют знакам препинания, иногда нет (но даже если статик говорит быстро, паузы найдутся). | Речь плавная. Часто без пауз. Это не про скорость и темп речи! Это про непрерывность! |
| Cобытия представляются в виде слайдов и неподвижных картинок, и между этими слайдами нет перехода во времени. Воспоминания выглядят отрывочными, не связанными между собой. При рассказе о прошлых событиях могут зацикливаться на каких-то точных моментах, при этом не упоминая о других. | Рассказ о чем-то напоминает линию, у которой есть начало, середина и конец. Ориентируются в датах, когда происходило событие, не путают месяцы и годы. Рассказывают последовательно о событии, начиная со вступления, и заканчивая концовкой. |
| Статикам легче, динамикам сложнее: Зафиксировать внимание на моменте времени, его возможностях и расположении объектов. Кратко выразить суть момента. | Динамикам легче, статикам сложнее: Физически чувствовать изменения ситуации в реальном времени. Делать прогнозы — как ситуация развивается и куда приведет. Описывать непрерывный ход событий и своих мыслей. |
| Что не следует принимать за статику: Интонации с повышением голоса. Медленный, прерывистый темп речи. Речевые фрагменты, в которых мало смысловых глаголов. | Что не следует принимать за динамику: Описание разворачивающегося во времени процесса. Длинные сложные предложения. Быстрый темп речи. |
Интертипные отношения
Моделирование отношений исходит из структурного описания («фигуры на функциях»). Все ТИМ «продают» 2ф про 3ф, а «покупают» через 4ф для 1ф. Поэтому всегда смотрим, какую продукцию «производят» (2ф+3ф) и «потребляют» (1ф+4ф) рассматриваемые социотипы.
Одни и те же элементы информационного метаболизма у разных социотипов оказываются на разных функциях, вследствие чего, например, область страхов одного может оказаться в сфере творческой активности другого, что может вызывать сильное напряжение в межличностных отношениях. И это напряжение бессознательное, его невозможно будет убрать никакими психологическими проработками, практиками, аскезами, тренингами, ритуалами, молитвами и т.д.
Каждый ТИМ живет в своем психологическом пространстве, в своем информационном пузыре. На рациональном уровне может с чем-то соглашаться, но на практике бессознательно игнорировать что-то. И наоборот. И даже если вывести это на уровень сознания, то усилием воли зачастую с бессознательной реакцией ничего поделать просто нельзя.
Информационные пространства разных социотипов и их квадр могут настолько отличаться друг от друга, что один ТИМ незаметно для себя может “давить” другой ТИМ, разрушать его пространство, а потом удивляться “неадекватной” ответной реакции. «Ну чо началось то, нормально же сидели! Ты что, обиделась?».
Важно! В каждой паре тип отношений будет развиваться индивидуально. Для учета этих нюансов и прогноза деталей нужна подробная вдумчивая личная консультация. Нужен разбор признаков дихотомии Рейнина в каждой конкретной паре.
Таблица интертипных отношений
Тождество
- Тождественные отношения хороши для передачи информации: люди одного ТИМ одинаково видят мир, живут в одном информационном пространстве, одинаково его воспринимают и описывают его одним языком (совпадают 1ф и 2ф)
- Суть: «Кого ты хочешь обмануть, я тебя насквозь вижу!» и при этом «Я чувствую и понимаю тебя даже без слов, можешь просто кивнуть или покачать головой»
- Очень хорошее взаимопонимание: требуется меньше слов и жестов. Тождественный ТИМ — лучший учитель (не путать с воспитателем)
- Тождество отражает мои недостатки в других таких же ТИМ, а это жутко раздражает. В качестве защиты недовольство переносится на партнера (якобы это он виноват).
- Если у меня на что-то нет энергии, у него тоже ее нет. Тут возникают упреки в отсутствии поддержки (совпадают 3ф и 4ф).
- Ученичество. Совместные проекты (работа, бизнес, отдых и т.п.). Партнерство. Длительное комфортное времяпрепровождение. Близкие отношения, семья.
- В тождественных отношениях находятся все пары идентичных типов личности.
Дуальные (полное дополнение)
- Слабые функции (3ф и 4ф) одного находятся в зоне действия сильных функций (1ф и 2ф) другого. Получается естественная обоюдная суггестия, автоматическое удовлетворение требований от мира. Все что нужно — быть естественным, не притворяться
- Суть: «Я могу тобой управлять так, что ты даже не заметишь!» и при этом «У тебя есть то, что нужно мне. У меня есть то, что нужно тебе»
- Дуальный ТИМ — лучший воспитатель (не путать с учителем). Дополняющий может показать, как действовать в сложных ситуациях. С одной стороны защищает слабые функции партнера, с другой дает программы, с помощью которых можно быть успешным в своих слабых функциях. А также может незаметно воздействовать, подавлять и разрушать слабые функции партнера
- Со временем развивается зависимость настолько, что люди друг без друга не могут, потому что отдали на аутсорс свои слабые функции на основе полного (слепого) доверия. Понимают друг друга без слов
- Огромный простор для взаимных манипуляций. Если дуал “свой” — можешь делать что хочешь. Если дуал «чужой» — вспышка «как ты смеешь мной манипулировать?!». Возможны упреки «зачем ты усложняешь ситуацию?» (это когда 1ф и 2ф одного сталкивается с 3ф и 4ф другого)
- Воспитание (отношения «Учитель-Ученик»). Совместные проекты (работа, бизнес, отдых и т.п.). Партнерство. Длительное комфортное времяпрепровождение.
- В дуальных отношениях находятся: Дон Кихот и Дюма, Гюго и Робеспьер, Максим Горький и Гамлет, Жуков и Есенин, Наполеон и Бальзак, Джек Лондон и Драйзер, Штирлиц и Достоевский, Гексли и Габен.
Активация
- Отношения “взаимной торговли”. “Я произвожу — он покупает. Он производит — покупаю я”
- “У меня есть то, что надо тебе, а у тебя есть то, что надо мне. Давай меняться!”
- Возникает эффект эйфории, опьянения друг другом, люди забывают о реальности и каких-то существующих аргументах (в любовных отношениях это называется словом “слепая страсть”, “животный инстинкт”)
- Отношения выливаются в неконтролируемую взаимо-обоюдную прибавку энергии (он дал мне, у меня плюс, на плюсе я выработал ему, он получил плюс и с еще большим плюсом дал мне…)
- Активация может идти не только в плюс, но и в минус. В итоге слепая страсть может закрутиться в обратную сторону и стать неконтролируемой слепой яростью доходящей до взаимного уничтожения, где никто не желает и не может остановиться
- Слепая любовь и влюбленность, страсть, секс. Совместные мероприятия. Быстрорастущий бизнес или проект. Активный и экстремальный отдых.
- В отношениях активации находятся: Дон Кихот и Гюго, Дюма и Робеспьер, Гамлет и Жуков, Максим Горький и Есенин, Наполеон и Джек Лондон, Драйзер и Бальзак, Штирлиц и Гексли, Достоевский и Габен.
Полудуальные (неполное дополнение)
- 1ф и 4ф функции дополняются, 2ф и 3ф вывернуты наизнанку (творческая функция одного находится в зоне нормативов другого)
- Смотри, мы могли бы сделать вот так, но ты не даешь мне столько, чтобы я мог развернуться в полную мощь. Ты мне недодаешь!
- Неплохие отношения, главная точка различия — один Аристократ (есть люди выше и ниже по вертикали, есть свой круг и чужой), а второй Демократ (все равны, все братья и друзья без возраста и социального статуса)
- Один другому не дает развернуться, при этом один другому показывает комфортные решения проблем
- Обоюдные обвинения в нарушении стереотипов общения (как ты смеешь называть дедушку на “ты”?)
- Коучинг, наставничество, инструкторство, менторинг, исправление ошибок.
- В полудуальных отношениях находятся: Дон Кихот и Габен, Дюма и Гексли, Гюго и Максим Горький, Робеспьер и Гамлет, Жуков и Бальзак, Есенин и Наполеон, Джек Лондон и Достоевский, Драйзер и Штирлиц.
Зеркальные
- Творческая функция (2ф) одного ТИМ находится в зоне первой функции (1ф) другого
- “Человек наш, но зануда! Зачем постоянно прояснять, что и так ясно?”
- «Я еще только подумал, а ты уже делаешь!»
- Точка напряжения и проблем: ТИМ 2ф начинает копаться и улучшать что-то в 1ф второго ТИМ, что вызывает раздражение и непонимание “Куда полез, и так всё нормально! Ну нормально же сидели! Чего ты докопался то?”
- Явных зон конфликта нет кроме того, что оба друг друга считают занудами (Один “Надо!”, второй “Да знаю я, что надо, ну что ты заладил!”) — потому что всегда кажется, что произносятся очевидные вещи, возникает ощущение, что зачем это всё, всё же и так ясно! Чего воду в ступе толочь?
- Шлифовка деталей, качественная и дотошная обратная связь, объективная критика, помощь, инструкторство, наставничество, тренерство, отношения равных по навыкам/мастерству.
- В зеркальных отношениях находятся: Дон Кихот и Робеспьер, Дюма и Гюго, Гамлет и Есенин, Максим Горький и Жуков, Наполеон и Драйзер, Бальзак и Джек, Штирлиц и Габен, Достоевский и Гексли.
Родственные
- Творческая функция (2ф) одного находится в зоне решения проблем другого (-3ф), при этом 1ф и 4ф совпадают
- “Мне интересно, как ты решаешь проблемы, при этом придерживаясь наших общих принципов. Я могу у тебя научиться и это увеличивает мою эффективность и защищенность”
- Хорошо вместе отдыхать (1ф и 4ф совпадают)
- Тяжело вместе работать (2ф отличаются), разные взгляды и подходы к решению проблем
- Бывает трудно общаться между собой, всегда присутствует момент некоторой официальности, не получается расслабиться на 100%
- Хороший отдых, как скоротечный так и длительный. Походы как в баню, так и в горы. Застолья, корпоративы и т.п. Трезвый взгляд со стороны, непосредственная критика по делу, объективная обратная связь без попытки «подсластить пилюлю».
- В родственных отношениях находятся: Дон Кихот и Гексли, Дюма и Габен, Гюго и Гамлет, Робеспьер и Максим Горький, Жуков и Наполеон, Есенин и Бальзак, Джек Лондон и Штирлиц, Драйзер и Достоевский.
Деловые
- Совпадают творческие функции (2ф), но ценности (1ф) совершенно разные
- «С тобой работать хорошо, а отдыхать невозможно!»
- В этих отношениях люди хорошо воспринимают информацию, но воспринимают (и используют потом) для разных целей
- Несмотря на общее понимание информации, проблемы решаются кардинально по-разному (исходя из 1ф)
- “Для тебя это хорошо, но я этого боюсь. То, чего я хочу, ты игнорируешь”
- Хорошо для ведение бизнеса, совместной работы с четким разделением обязанностей и ролей. Сосуществование с четкой иерархией, когда никто не лезет на территорию и в дела другого.
- В деловых отношениях находятся: Дон Кихот и Жуков, Дюма и Есенин, Гюго и Штирлиц, Робеспьер и Достоевский, Гамлет и Джек Лондон, Максим Горький и Драйзер, Наполеон и Гексли, Бальзак и Габен.
Миражные
- Самые загадочные отношения: у каждого в паре есть свой придуманный “образ”, который общается с придуманным “образом” другого. 1ф одного находится в -1ф другого (полный, тотальный игнор ценностей). То есть инфопространства не пересекаются вообще!
- «Я тебя услышал, но потом выяснилось, что не понял! Нам надо поговорить и передоговориться!»
- Возникает полная иллюзия взаимного понимания, но потом оказывается, что каждый (!!) понял неправильно и сделал кривые выводы. Когда разговаривают, вроде понимают друг друга. Как только разошлись, каждый понял по-своему и не понял собеседника (даже не услышал!).
- Постоянная неверная оценка мотивов поведения каждой из сторон, конфликты “будто-то бы” на ровном месте. Ведет к взаимным подозрениям в хитрожопости и каком-то тайном умысле
- Каждый термин, каждое слово, каждую номинализацию нужно прояснять, иначе обязательно будет понято неправильно! Всё важное общение в таких отношениях нужно вести письменно либо при свидетелях (других ТИМах, не являющихся миражными)!
- Мимолетная интрига, поверхностное общение без серьезного продолжения. Постоянные недопонимания как в целом, так и в мелочах.
- В миражных отношениях находятся: Дон Кихот и Есенин, Дюма и Жуков, Гюго и Достоевский, Робеспьер и Штирлиц, Гамлет и Драйзер, Максим Горький и Джек Лондон, Наполеон и Габен, Бальзак и Гексли.
СуперЭго
- Творческая функция (2ф) одного находится в зоне решения проблем (-3ф) другого. А принцип существования (1ф) находится в зоне страхов (-4ф). Зона оценки (3ф) находится в зоне “не надо” (-2ф). И зона желаний (4ф) находится в зоне игнорирования (-1ф)
- «Спасибо за подсказку, но делать дальше буду я сам!»
- Один показывает другому способ решения проблем, при этом оба боятся ценностей друг друга (и в принципе друг друга), а также идет взаимное обесценивание достижений
- Получается взаимное бессознательное лишение энергии (особенно по 3ф и 4ф), но при этом уважение за то, что один другому показывает способы решения проблем (“однако, спасибо, дальше мы сами”)
- Сразу три точки конфликта: страх, обесценивание, игнорирование
- Менторство, «волшебный пинок», жесткая критика, острый взгляд со стороны.
- В отношениях СуперЭго находятся: Дон Кихот и Наполеон, Дюма и Бальзак, Гюго и Джек Лондон, Робеспьер и Драйзер, Гамлет и Штирлиц, Максим Горький и Достоевский, Жуков и Гексли, Есенин и Габен.
Нейтрализация (полная противоположность)
- Все функции одного являются минус-функциями другого. Всё вывернуто наизнанку: что одному в плюс, другому строго в минус
- «Того, что я хочу — ты боишься. То, что у меня хорошо — у тебя плохо. То, что мне надо, тебе не надо!»
- При этом это же и отношения максимального притяжения (как два полюса магнита): “какое-то новое пространство, которое я совсем не чувствую!”, “человек глубоко разбирается в вещах, которые я совсем не понимаю!”
- Интересно общаться на расстоянии, но трудно близко взаимодействовать
- Это притяжение огня и мотылька. Может возникнуть семья, партнерство, бизнес, коллектив… а потом постоянные взаимные конфликты!
- Кратковременный пассивный взаимный отдых, интересное общение без долговременных последствий и обязательств. Отсутствие своих совместных длительных дел.
- В отношениях нейтрализации находятся: Дон Кихот и Бальзак, Дюма и Наполеон, Гюго и Драйзер, Робеспьер и Джек Лондон, Гамлет и Достоевский, Максим Горький и Штирлиц, Жуков и Габен, Есенин и Гексли.
Квазитождество
- Трудно увидеть, чем живет человек, творческие функции (2ф) не видны и непонятны
- “Человек ты интересный, но близко с тобой сойтись очень трудно!”
- Взаимопонимание отсутствует. Есть лишь иллюзия понимания, которая на практике оборачивается непониманием
- Ведет к постоянным недопониманиям, чем занимается другой, тяжело договориться о какой-то совместной деятельности
- “То, что я делаю, ты не понимаешь! Как так можно жить?”
- Расширение кругозора, мимолетное знакомство, несерьезное поверхностное развлекательное общение.
- В отношениях квазитождества находятся: Дон Кихот и Джек Лондон, Дюма и Драйзер, Гюго и Наполеон, Робеспьер и Бальзак, Гамлет и Гексли, Максим Горький и Габен, Жуков и Штирлиц, Есенин и Достоевский.
Конфликт
- Отношения, в которых творческая (2ф) функция одного ТИМ находится в зоне страхов (-4ф) другого. А то что, на что направлено внимание (3ф) находится в зоне игнорирования (-1ф). И желания (4ф) находится в зоне “не надо” (-2ф)
- “То, что ты делаешь, меня пугает! Прекрати” и “То, что ты сделал, я не замечаю!”
- Ограничение “пугающимся” ТИМом бессознательное, инстинктивное, он действительно пугается, ему кажется, что тот что-то вот-вот натворит! А то, что уже сделано и принесло хороший результат, игнорируется. И то, что он хочет, неприемлемо.
- Ограничиваемый “пугающий” ТИМ испытывает бессознательное возмущение и угнетение “Мне подрезают крылья! Меня зажимают и душат!”
- Сразу три точки конфликта: угнетение любых действий (2ф), игнорирование важного для другого (3ф), игнорирование желаемого другим (4ф)
- Обострение противоречий в терапии, бизнесе, социальных аспектах. «Раскачивание лодки». Провокации.
- В конфликтных отношениях находятся: Дон Кихот и Драйзер, Дюма и Джек Лондон, Гюго и Бальзак, Робеспьер и Наполеон, Гамлет и Габен, Максим Горький и Гексли, Жуков и Достоевский, Есенин и Штирлиц.
Социальный заказ
- Подзаказный, получая импульс от Заказчика, усиливает его. А Заказчик импульс Подзаказного или не слышит вообще или значительно преуменьшает. “Полупроводник”
- “Я тобой манипулирую, но ты мне не нужен! Ты — кукла!”
- То, что делает Подзаказный (2ф), игнорируется Заказчиком (-1ф). При этом 2ф Заказчика находится в 4ф Подзаказного — открытая суггестия мимо всех барьеров
- Один бессознательно воспринимает другого как более значимого (все время хочется отчитаться, оценка очень значима) и при этом пытается его оттолкнуть. Очень большое утекание энергии у Подзаказного и отсутствует расход энергии у Заказчика
- Навязывание Подзаказному социальных нормативов. Подзаказный старается «сбежать» из этих отношений
- В роли Заказчика: уничтожение, развал, давление, слом, игнорирование сигналов другой стороны, слепая любовь. В роли Исполнителя: десятикратное усиление сигналов, бессознательные попытки «убежать и спрятаться», объект потока абсолютной любви.
- Заказчиками являются: Дон Кихот для Гамлета, Дюма для Максима Горького, Гюго для Гексли, Робеспьер для Габена, Гамлет для Наполеона, Максим Горький для Бальзака, Жуков для Гюго, Есенин для Робеспьера, Наполеон для Штирлица, Бальзак для Достоевского, Джек Лондон для Жукова, Драйзер для Есенина, Штирлиц для Дон Кихота, Достоевский для Дюма, Гексли для Джека Лондона, Габен для Драйзера
Социальная ревизия (контроль)
- 2ф Подревизного находится в -4ф Ревизора. Первоначальная реакция на действия всегда отрицательная, хотя позже может стать другой. А 3ф Подревизного находится в -1ф Ревизора — обвинения в эгоизме и невнимательности. И наконец, 3ф Ревизора находится в 4ф Подревизного. На сладкое: 2ф Ревизора находится в 1ф Подревизного (постоянная попытка переделки личности)
- “Я твои проблемы не игнорирую, а ты мои игнорируешь!” и при этом «Что бы ты ни сделал, ты всё делаешь не так!»
- Ревизор — это человек, перед которым Подревизный постоянно бесконтрольно отчитывается, хотя его об этом не просят
- У подревизного постоянное бессознательное “Я что-то делаю не так” — источник постоянной тревоги
- Если Ревизор и Подревизный в одном помещении, Подревизному тяжело сконцентрироваться и осознанно что-то делать, он часто становится несамостоятельным
- В роли Ревизора: надзор за исполнением, контрольно-ревизионные функции, дезорганизация работы на местах (при постоянном присутствии), передача накопленного выживательного опыта насильственным путём. В роли Подревизного: бессознательные попытки постоянно отчитаться и доложить, чувство тревоги и вины в присутствии Ревизора, максимальное поглощение транслируемого выживательного опыта. В целом, отношения «Заботливый требовательный родитель — Ребенок».
- Ревизорами являются: Дон Кихот для Максима Горького, Дюма для Гамлета, Гюго для Габена, Робеспьер для Гексли, Гамлет для Бальзака, Максим Горький для Наполеона, Жуков для Робеспьера, Есенин для Гюго, Наполеон для Достоевского, Бальзак для Штирлица, Джек Лондон для Есенина, Драйзер для Жукова, Штирлиц для Дюма, Достоевский для Дон Кихота, Гексли для Драйзера, Габен для Джека Лондона.
