Признаки дихотомии социона по Г.Р. Рейнину: надежный способ определить социотип

Интерактивная таблица признаков дихотомии социона по Г.Р. Рейнину

Псевдоним социотипа (ТИМ)КвадраЭкстраверт или ИнтровертСтатик или ДинамикКвестим или ДеклатимПозитивист или НегативистИнтуитивный или СенсорныйЛогический или ЭтическийТактик или СтратегКонструктивный или ЭмотивныйПравый или ЛевыйИррациональный или РациональныйУступчивый или УпрямыйБеспечный или ПредусмотрительныйРассудительный или РешительныйВесёлый или СерьёзныйДемократ или Аристократ
Дон Кихот,
ИЛЭ, ENTP

АльфаЭкстравертСтатикКвестимПозитивистИнтуитивныйЛогическийТактикКонструктивныйПравыйИррациональныйУступчивыйБеспечныйРассудительныйВесёлыйДемократ
Дюма,
СЭИ, ISFP
АльфаИнтровертДинамикДеклатимНегативистСенсорныйЭтическийСтратегЭмотивныйПравыйИррациональныйУступчивыйБеспечныйРассудительныйВесёлыйДемократ
Гюго,
ЭСЭ, ESFJ
АльфаЭкстравертДинамикДеклатимПозитивистСенсорныйЭтическийТактикКонструктивныйЛевыйРациональныйУпрямыйПредусмотрительныйРассудительныйВесёлыйДемократ
Робеспьер,
ЛИИ, INTJ
АльфаИнтровертСтатикКвестимНегативистИнтуитивныйЛогическийСтратегЭмотивныйЛевыйРациональныйУпрямыйПредусмотрительныйРассудительныйВесёлыйДемократ
Гамлет,
ЭИЭ, ENFJ
БетаЭкстравертДинамикКвестимНегативистИнтуитивныйЭтическийСтратегКонструктивныйПравыйРациональныйУпрямыйБеспечныйРешительныйВесёлыйАристократ
Максим Горький,
ЛСИ, ISTJ
БетаИнтровертСтатикДеклатимПозитивистСенсорныйЛогическийТактикЭмотивныйПравыйРациональныйУпрямыйБеспечныйРешительныйВесёлыйАристократ
Жуков,
СЛЭ, ESTP
БетаЭкстравертСтатикДеклатимНегативистСенсорныйЛогическийСтратегКонструктивныйЛевыйИррациональныйУступчивыйПредусмотрительныйРешительныйВесёлыйАристократ
Есенин,
ИЭИ, INFP
БетаИнтровертДинамикКвестимПозитивистИнтуитивныйЭтическийТактикЭмотивныйЛевыйИррациональныйУступчивыйПредусмотрительныйРешительныйВесёлыйАристократ
Наполеон,
СЭЭ, ESFP
ГаммаЭкстравертСтатикКвестимПозитивистСенсорныйЭтическийСтратегЭмотивныйПравыйИррациональныйУпрямыйПредусмотрительныйРешительныйСерьёзныйДемократ
Бальзак,
ИЛИ, INTP
ГаммаИнтровертДинамикДеклатимНегативистИнтуитивныйЛогическийТактикКонструктивныйПравыйИррациональныйУпрямыйПредусмотрительныйРешительныйСерьёзныйДемократ
Джек Лондон,
ЛИЭ, ENTJ
ГаммаЭкстравертДинамикДеклатимПозитивистИнтуитивныйЛогическийСтратегЭмотивныйЛевыйРациональныйУступчивыйБеспечныйРешительныйСерьёзныйДемократ
Драйзер,
ЭСИ, ISFJ
ГаммаИнтровертСтатикКвестимНегативистСенсорныйЭтическийТактикКонструктивныйЛевыйРациональныйУступчивыйБеспечныйРешительныйСерьёзныйДемократ
Штирлиц,
ЛСЭ, ESTJ
ДельтаЭкстравертДинамикКвестимНегативистСенсорныйЛогическийТактикЭмотивныйПравыйРациональныйУступчивыйПредусмотрительныйРассудительныйСерьёзныйАристократ
Достоевский,
ЭИИ, INFJ
ДельтаИнтровертСтатикДеклатимПозитивистИнтуитивныйЭтическийСтратегКонструктивныйПравыйРациональныйУступчивыйПредусмотрительныйРассудительныйСерьёзныйАристократ
Гексли,
ИЭЭ, ENFP
ДельтаЭкстравертСтатикДеклатимНегативистИнтуитивныйЭтическийТактикЭмотивныйЛевыйИррациональныйУпрямыйБеспечныйРассудительныйСерьёзныйАристократ
Габен,
СЛИ, ISTP
ДельтаИнтровертДинамикКвестимПозитивистСенсорныйЛогическийСтратегКонструктивныйЛевыйИррациональныйУпрямыйБеспечныйРассудительныйСерьёзныйАристократ

Объяснение и инструкция к таблице признаков дихотомии Рейнина (сама инструкция с 23й минуты видео):

Что это такое и зачем? Краткая историческая справка

  • Дихотоми́я (греч. διχοτομία: δῐχῆ, «надвое» + τομή, «деление») — раздвоенность, последовательное деление на две части, более связанные внутри, чем между собой. Способ логического деления класса на подклассы, который состоит в том, что делимое понятие полностью делится на два взаимоисключающих понятия. Служит для образования классификации элементов. Наглядное представление дихотомии — символ «Инь-Ян» или христианское понятие «Добро» и «Зло».
  • Разделение людей на типы личности основано на том, что психика живого человека, хоть и оперирует со всей поступающей информацией, но не в состоянии одинаково внимательно и подробно обрабатывать ее всю целиком. И чем больше признаков той или иной функции психики мы будем иметь под рукой, тем проще и быстрее будет типировать.
  • Самой эволюцией в нашу психику заложен набор асимметрий в виде разных способностей (функций) к обработке разных аспектов информации. В представлении Василия Смирнова эта асимметрия — прямое следствие наличия-отсутствия и разницы размеров полей и подполей головного мозга, которые варьируются от человека к человеку.
  • Вся теория о психологических типах изначально была выведена Карлом Юнгом на базе дихотомии «экстраверсия — интроверсия». По наблюдениям Карла Густава, одни его пациенты больше интересовались своим внутренним миром и переживаниями, а другие более интересовались внешними событиями и обстоятельствами.
  • Далее (1920-1921) Юнг заметил и описал другие признаки различения психотипов: интуиция (время) — сенсорика (пространство), этика (эмоции) — логика (мышление), рациональность (преобладание этики/логики) — иррациональность (преобладание интуиции/сенсорики). Это — базовые дихотомии Юнга.
  • Позже (1980), Аушра Аугустинавичюте (создательница Соционики) и Лариса Кобринская описывают еще три пары признаков (статика – динамика, квестимность – деклатимность, демократизм – аристократизм). См. книгу «О дуальной природе человека».
  • Затем к группе Аушры примыкает ленинградский математик Григорий Романович Рейнин, который в 1984-1985 подводит математическую базу как под соционику в целом, так и под эту идею: показывает, что набор из 16 социотипов можно разложить на 15 различных дихотомий. Ведь множество, состоящее из 16-ти объектов, можно разделить пополам 15-ю способами, равными ему по информативности. 4 способа уже вывел Юнг, значит есть еще 11.
  • Цитата из интервью Рейнина (2002): «Признак с одной стороны, не порождает новых разбиений и, сооответственно, новых типов. С другой стороны делит социон пополам на 8 и 8, формально при этом ничем не отличаясь от привычных юнговских признаков. Вот у меня и возникла идея поискать еще. Вдруг еще какие-то такие признаки имеются. Все это в конце концов и вылилось в работу «Теоретический анализ типологических описаний». Кардинальным моментом во всем этом было осознавание того, что множество признаков представляет собой группу, а следовательно есть прекрасно разработанный математический аппарат для работы с типологическими писаниями.»
  • Суть концепции: два признака в сочетании дают третий; экстраверты * рационалы = динамики. Там, где существуют 4 дихотомии базиса Юнга, существуют и остальные 11.
  • Таким образом, любые два социотипа имеют 7 общих признаков дихотомии и 8 разных.
  • В различных жизненных ситуациях признаки Рейнина помогают обнаружить различия между социотипами, что помогает гораздо гибче определять ТИМ.
  • Для установления типа информационного метаболизма достаточно достоверно установить всего 4 признака (для чего отлично подходит таблица или тест).
  • Критика: не все школы соционики согласны с семантическим наполнением признаков (не могут договориться). Некоторые специалисты (особенно киевские) вообще отрицают существование «признаков Рейнина» (и это похоже на отрицание таблицы умножения). Сама Аушра говорила, что это только гипотеза, которую предстоит проверить.
  • Важно понимать, что Рейнин предложил лишь математическое обоснование, но не занимался вопросами содержания признаков. Хотя внимательный и опытный практический психолог, постоянно работающий индивидуально и с группами людей, может легко их обнаружить. Вообще, всё это похоже на критику ранней таблицы Менделеева, в которой еще не всем ячейкам были присвоены элементы, потому что их еще не обнаружили, но они там стопроцентно должны быть.
  • Также некоторыми социониками выделяются «сильные» признаки: «рассудительность-решительность», «демократизм-аристократизм» и «позитивизм-негативизм». Считается, что они достоверно наблюдаемы. Однако, также вполне наблюдаемы: «квестимность-деклатимность», «конструктивизм-эмотивизм» и «интуиция-сенсорика» — их можно отнести к «умеренным». Остальные признаки можно признать «слабыми». Соответственно, определение либо тестирование рекомендуется начинать с «сильных» и «умеренных» признаков.
  • Специальная оговорка: до сих пор не существует 100% достоверного и валидного способа затипировать человека. Все существующие таблицы, тесты, калькуляторы призваны лишь облегчить этот процесс, но не заменить наблюдения за поведением человека более-менее длительное время. Только с помощью наблюдения, насмотренности, продолжительного общения с конкретным человеком можно достоверно установить его социотип.
  • 15 пар признаков Рейнина делятся на три группы: Восемь пар индивидуальных или дуализирующих признаков. Четыре пары диадных или квадризирующих признаков. Три квадровых признака, связывающие квадры в общую единицу — социон. Ниже мы представляем наиболее полное описание каждого.

Квадровые

  • Квадры – это группы ТИМов с одинаковыми соционическими ценностями.
  • ТИМы из одной квадры обладают наилучшей совместимостью: из-за схожего видения мира общаться оказывается легко и комфортно, очень просто найти общие интересы и темы для разговора.

АристократизмДемократизм

  • Признак проявляется как универсальная характеристика общения. Это различение по способу общения.
  • Восприятие людей и реальности с повышенным элементом предвзятости или без такового.
  • Стремление к иерархии или равноправию.
Аристократы (корпоративисты)Демократы (индивидуалисты)
2 квадра (Бета): Гамлет (ЭИЭ, ENFJ), Максим Горький (ЛСИ, ISTJ), Жуков (СЛЭ, ESTP), Есенин (ИЭИ, INFP)1 квадра (Альфа): Дон Кихот (ИЛЭ, ENTP), Дюма (СЭИ, ISFP), Гюго (ЭСЭ, ESFJ), Робеспьер (ЛИИ, INTJ)
4 квадра (Дельта): Штирлиц (ЛСЭ, ESTJ), Достоевский (ЭИИ, INFJ), Гексли (ИЭЭ, ENFP), Габен (СЛИ, ISTP)3 квадра (Гамма): Наполеон (СЭЭ, ESFP), Бальзак (ИЛИ, INTP), Джек Лондон (ЛИЭ, ENTJ), Драйзер (ЭСИ, ISFJ)
Все социотипы из 2 и 4 квадр поддерживают общность мнений.Все социотипы из 1 и 3 квадр поддерживают разнообразие и многообразие мнений.
Заботятся о том, чтобы у индивида было достаточное снабжение ресурсами (поддержка семьи, клана, корпорации)Заботятся о том, чтобы индивид не был изолирован от оборота информации в окружающей среде ("свобода слова и мнений").
Заботятся, чтобы общество не сталкивалось с идеологическими угрозами.Заботятся, чтобы в обществе не создавалась угроза безопасности личности.
На их решение не влияют индивидуальные свойства объекта.Их решение не зависит от нынешнего состояния объекта.
Легче замечают сходства и общие черты между объектами.Легче замечают несовпадения и различия между объектами.
Предпочитают формальные, официальные отношения.Предпочитают неформальные, неофициальные отношения.
Выбирают единомышленников по идеологической принадлежности.Не разделяют общество и единомышленников по идеологической принадлежности.
Каждый объект воспринимается по-разному (в зависимости от принадлежности к классу).Каждый объект воспринимается равным образом (независимо от принадлежности к классу).
"Аристократия ведет к монархии""Демократия ведет к олигархии"
Сторонники четкого распределения ролей и субординации. Консерваторы.Сторонники равноправия, руководят через личные отношения. Революционеры.
Представители второй (Бета, аристократы формального положения и взаимодействия, внешний признак) и четвертой (Дельта, аристократы глубокого духа и идеи, внутренний признак) квадр.Демократия — представители первой (Альфа, демократы общения, в общении и одежде раскрепощены) и третей (Гамма, демократы идеи, но в общении и одежде консервативны) квадры.
С уважением относятся к иерархии.Не делят людей по иерархии, считают, что отношение к человеку должно строиться исходя из его личных достижений и поведения.
Обычно делят людей по социальным группам (деление на группы может происходить по самым различным критериям: профессиональная принадлежность, пол, возраст, национальность, место жительства и т. п.), классам, стратам. И относятся к людям соответственно их положению в обществе и иерархии в нем («кесарю — кесарево, а слесарю — слесарево», «я — из таких-то», «мы — представляем интересы вот этих»).Демократы воспринимают людей относительно их личных индивидуальных качеств, не обращая внимание на принадлежность к социальной группе. Демократ воспринимает и определяет себя, прежде всего, через личные качества. При восприятии других людей для него также первичны личные качества человека.
Он формирует свое отношение к человеку, исходя из отношения к личным качествам данного человека (авторитет, интеллект, личные достижения и т. п.).
Больше внимания уделяют иерархическим видам общения (кто тут сейчас начальник, а кто подчиненный), держат дистанцию, взаимодействуя «по вертикали».Для демократов более свойственно общение «по горизонтали» — они легче переходят на «ты», легче устанавливают контакты.
Стремятся к увеличению дистанции общения. В разговоре никого не перебивают (и не любят, когда перебивают их).Стремятся к сокращению дистанции общения. В разговоре перебивают. Нормально, когда говорят все разом.
Часто используют такие выражения как «типичный представитель», «все они такие», «чудны крестьянские дети» и т.д., натягивая таким образом социальную группу на конкретного её представителя («все гаишники — взяточники, раз ты гаишник — ты по-умолчанию взяточник»).Также не склонен использовать в речи выражения, обобщающие «групповые черты» отдельных людей (например, «типичный представитель»).
Аристократу более присущ коллективизм (хотя скорее, корпоративизим, гильдейство).Демократу более присущ индивидуализм.
Аристократу бывает непонятно, как можно одновременно принадлежать к двум враждующим или противоположным группам: «Ты либо с нами, либо ты с ними (но тогда ты против нас)».Отношение демократа к другому человеку не будет базироваться на его принадлежности к той или иной группе, а также на своих отношениях с представителями этой группы.
Выделяют свой круг общения по каким-либо признакам, осознают его некую «особость», «принадлежность», «элитарность», «стайность».Признают преимущество отдельных личностей исходя из их индивидуальных качеств.
В древнеиндийской классификации аристократия — это свойство асуров («стая волков»).В древнеиндийской классификации демократия — это свойство богов («коты»).
Что аристократам легче, чем демократам: ранжировать обстановку, человека и группу людей по имеющимся критериям, формировать образы обстановки, людей, типажей и социальных слоев, чувствовать и соблюдать иерархию, знать свое и чужое место в строю, соблюдать субординацию.Демократам легче, аристократам сложнее: выделять индивидуальные качества обстановки и людей, чувствовать себя свободным от иерархии и привычной системы ценностей и действовать без оглядки на нее.
Что не следует принимать за аристократизм: Активное употребление социальных категорий в речи. Демократы часто говорят о категориях людей, которые у всех на слуху, но развивают тему с акцентом на индивидуальные качества этих людей.Что не следует принимать за демократизм: Нежелание ранжировать людей по традиционным социальным категориям и общепринятой иерархии. Аристократ может обладать своей системой ценностей, но в этой системе люди, объекты и ситуации будут попадать в категории, пусть и отличные от общепринятых.

ВеселостьСерьезность (Субъективизм — Объективизм)

  • Разделение по отношению к реальности.
  • Приоритет содержания или формы.
  • Опора на реальность или формальную стройность изложения как критерий принятия идеи.
Субъективисты (весёлые)Объективисты (серьёзные)
Донкихот, Дюма, Гюго, Робеспьер, Гамлет, Максим, Жуков, Есенин.Наполеон, Бальзак, Джек, Драйзер, Штирлиц, Достоевский, Гексли, Габен.
К субъективистам (весёлым) относятся представители квадр Альфа и Бета. К объективистам (серьёзным) относятся представители квадр Гамма и Дельта.
Квадра охотно обсуждает впечатления и атмосферу окружения.Квадра охотно обсуждает действия и достижения других.
Весёлые большое значение придают эмоциям, объективным потребностям, любят их обсуждать. Действуют коллективно, вместе. Любят и ненавидят тоже.Серьёзные обсуждают любовь и ненависть, поступки и действия.
В своих суждениях веселые опираются на то, что в любой ситуации нет единственно правильного варианта решения, склонны проводить дополнительную "сверку понятий", предполагая, что под одним и тем же словом разные люди понимают разные вещи.Серьезные предполагают наличие общих объективных закономерностей, не зависящих от субъективных мнений.
Веселые быстро могут сблизить психологическую дистанцию, минуя постепенные этапы сближения: знакомство, обмен информацией друг о друге.Для сокращения психологической дистанции серьезным необходимо знать имя человека, какую-то другую характеризующую его информацию.
Субъективист считает собственные понятия и суждения верными или неверными без сверки их с общедоступными и общепринятыми знаниями.Объективист считает собственные понятия и суждения верными только в том случае, если они не противоречат общедоступным и общепринятым знаниям.
При коммуникации в каждом конкретном случае происходит выработка локального языка и совместной оценочной системы, что служит залогом взаимопонимания. Для интенсивного общения не требуется поэтапного сближения как условия выявления общей когнитивной платформы.При коммуникации партнеры пользуются общепринятой системой понятий, оценок и сложившегося описательного языка. Для интенсивного общения требуется поэтапное сближение.
Хорошо осознают общий эмоциональный фон, сопутствующий общению с какими-либо людьми (например, воодушевление, веселье, напряжение и т.д.). Плохо осознают общий эмоциональный фон. Не воспринимают эмоционально окрашенные понятия (например, «веселье») и подменяют их интерпретациями, не имеющими прямого эмоционального окраса (вместо слова «веселье» говорят «развлечение», «отдых», «удовольствие» и т. п.).
Веселье (как, вероятно, и вообще какие-либо эмоциональные переживания) у них выделено в отдельный вид деятельности (могут, например, на вопрос о том, чем они были заняты — ответить: «Мы веселились» — воспринимают эмоциональное общение как отдельный род занятий).Не воспринимают эмоциональное общение как отдельный род занятий, и склонны смешивать его с другими совместными делами (могут веселиться на работе или заниматься серьезными делами, веселясь).
Для субъективиста объективная истина не существует. Это отсутствующее, ненужное понятие.Чтобы докопаться до истины, объективисту нужно «потрогать ее» в прямом или переносном смысле.
Субъективистам легче, объективистам сложнее: формулировать концепции и точки зрения, допускать множество точек зрения и обмениваться ими, не упираться в свою правоту там, где это не нужно, находить общий язык там, где объективные критерии трудно найти, не испытывать барьеров в общении с незнакомыми людьми.Объективистам легче, субъективистам сложнее: чувствовать реальную обстановку и опираться на реальность при принятии решений и в спорных ситуациях, проверять идеи практикой, избегать ненужных споров и дискуссий, держаться в стороне от сомнительных идей и концепций, чувствовать разницу между знакомыми и незнакомыми людьми и степень знакомства.
Что не следует принимать за субъективизм: Эмоциональность, общительность людей. Самые живые, эмоциональные люди — экстраверты-объективисты, за счет эмотивизма. А также фразы типа «У каждого свое мнение», «У каждого своя правда», «Объективной истины нет» могут встречаться у объективистов. Разница в том, что объективисты, аргументируя такое мнение, рано или поздно озвучат реальную картину вещей. Например, о том, что есть мир, в котором много людей, которым сложно понять все верно. Субъективист останется на позиции, что есть лишь отдельные мнения отдельных людей.
Что не следует принимать за объективизм: "Могу переубедить фактами" и другие подобные заявления. Субъективисты часто так заявляют, но озвучивают это на уровне принципа. В то время как объективисты стараются нащупать объективную картину вещей, но не всегда понимают это на уровне принципа.

РассудительностьРешительность

  • Ориентация психики на мобилизованное или расслабленное состояние организма.
  • Слово или дело. Удовольствие или воля.
  • Признак разбивает типы по законченности ситуации.
РассудительныеРешительные
1 и 4 квадры считаются рассудительными (нерешительными), поскольку свои решения часто меняют под влиянием вновь открывшихся обстоятельств.2 и 3 квадры считаются решительными, потому что в любой жизненной ситуации они способны создавать, сохранять, удерживать стабильное состояние.
Первая квадра (Донкихот, Дюма, Гюго, Робеспьер) - "не созревшие дети", у которых часто меняются интересы.
Вторая квадра (Гамлет, Максим, Жуков, Есенин) - "молодые люди", пробивающие себе дорогу в жизни.
Четвертая квадра (Штирлиц, Достоевский, Гексли, Габен) - "старики", у которых уже ушла былая сила.Третья квадра (Наполеон, Бальзак, Джек, Драйзер) - "взрослые", на чьих плечах самые тяжелые периоды жизни, поэтому их поведение серьезное, требующее решимости.
Рассудительные больше ориентируются на потенциальные возможности, в общении стремятся скорее доставить удовольствие, быть интересным партнеру (в том числе и сексуальному).Решительные больше ориентируются на непосредственное переживание общения, удовольствие от процесса.
Ценят хорошие ощущения. Любят обсуждать самочувствие, эстетику, возможности и варианты. Находят объяснения непонятному.Ценят проявление воли, усилий, рациональное использование времени. Обсуждают в основном пути решения проблем, но не сами проблемы.
Поведение - "дающие". Законченность внешней ситуации (доставить удовольствие партнеру).Поведение - "берущие". Законченность внутренней ситуации (получить удовольствие от процесса).
Рассудительным сложно мобилизоваться, но легко расслабиться. Рассудительные типы предпочитают не спешить, а принимать решения медленно, все основательно продумав.Решительные способны быстро мобилизоваться и начать действовать, при этом им сложно расслабиться. Принимают решения быстро, ценят быстроту и в партнерах.
Рассудительные в естественном состоянии расслаблены; они максимально мобилизуются, концентрируются только на время выполнения какой-либо задачи, а после того, как задача выполнена, они снова выходят из состояния мобилизации. Расслабленность (отсутствие мобилизации) — это естественное состояние рассудительных.Решительные в процессе деятельности хорошо осознается момент принятия решения и этап выполнения этого решения, требующий больших усилий, а этапу обдумывания не придается значения. Они мобилизуются еще до того, как это оказывается реально необходимым, как бы подсознательно готовятся к выполнению предстоящих в будущем задач; после выполнения какой-либо задачи решительные остаются все еще мобилизованными в течение некоторого времени.
Перед важным, ответственным делом необходимо пребывать в естественном состоянии расслабленности (отдохнуть, отвлечься) — чем лучше он отдохнет, тем эффективнее будет последующая мобилизация, концентрация в нужный момент. Склонен делить предстоящее крупное дело на несколько этапов. Лучше осознают и считают более ценным подготовительный этап перед принятием решения.Мобилизованность — естественное состояние решительных. Не склонен делить предстоящее крупное дело на отдельные этапы, мобилизуется на время, необходимое для выполнения всего дела в целом. Пока задача не выполнена, у решительного поддерживается состояние внутренней готовности. Момент принятия решения осознается и запоминается.
Оценивают, как новые обстоятельства влияют или изменяют принятое решение.Побочные условия не влияют на реализацию принятого решения. Не отступают от него.
Сосредоточенны на том, чтобы максимально были удовлетворены их потребности.Сосредоточенны на том, чтобы максимально было заполнено их время.
Длительное время накапливают и используют старые объекты (в том числе исторические).Регулярно обновляет запасы, объекты, новыми заменяя старые.
Вкладывает свои усилия в совершенствование качества старых объектов.Вкладывает свои усилия в создание новых объектов.
Связь с принятыми объектами образует под воздействием внешних обстоятельств.Регулирует условия, влияющие на связь с принятыми объектами.
В кризисных случаях и безнадежных ситуациях реагируют с опозданием.Свои силы и энергию мобилизуют сразу, предусматривают возможные кризисные и безнадежные ситуации.
Рассудительным легче, решительным сложнее: принимать взвешенные решения и избегать ненужных, реагировать на свое физическое состояние и действовать в его рамках, подстраиваться под окружающую обстановку и избегать лишней активности, отдыхать и сбрасывать напряжение.Решительным легче, рассудительным сложнее: оперативно принимать решения и выполнять их, преобразовывать окружающую действительность, переносить нагрузки, жить и действовать в напряженной, стрессовой обстановке, быть готовым к дополнительным трудностям и преодолевать их.
Что не следует принимать за рассудительность: Разговоры о еде с повышенным интересом. Интерес к еде возникает и у рассудительных, и у решительных.Что не следует принимать за решительность: Трудоголизм, жесткость, выносливость и легкость на подъем как характеристики человека. Рассудительных, имеющих репутацию трудоголиков, достаточно, но они нащупали способы расслабляться по ходу работы и восстанавливаться на ходу.

Диадные

РациональностьИррациональность

  • Приоритет оценочных суждений или безоценочного восприятия реальности. Осмысление или восприятие. Планирование или экспромт.
  • Признак входит в базис Юнга, соответствует признаку «циклотимность — шизотимность» по Кречмеру.
  • Считается, что признак иррациональности — рациональности является врожденным.
РационалыИррационалы
Гюго, Робеспьер, Гамлет, Максим, Джек, Драйзер, Штирлиц, ДостоевскийДон Кихот, Дюма, Жуков, Есенин, Наполеон, Бальзак, Гексли, Габен
Стремятся продумать предстоящие действия до мелочей, подготавливаются заблаговременно. Избегают неожиданностей. Доводят дело до конца. Стабильная работоспособность.Не стремятся планировать всё заранее. Действуют спонтанно, по ситуации. Работоспособность и настроение сильно меняется.
Рационалы воспринимают мир согласно выработанному поведенческому сценарию. Они нуждаются в раскачке, с трудом реагируют на внезапно изменившуюся обстановку, стремясь в этом случае сначала дать ей оценку, а потом воспринимать.Иррационалы воспринимают внешний мир непосредственно, без предварительной оценки. Легко ориентируются и подстраиваются к изменяющейся обстановке.
Рациональные — это шизотимы. Шизотимам присуще тонкое изменение чувствительности. Шизотимы характеризуются более точной направленностью и достаточно ровным состоянием.Иррациональные — циклотимы. Для циклотимов характерны колебания настроения. Циклотимы же характеризуются взлетами и падениями настроения, т. е. это постоянные циклы: то всплеск энергии, эйфория, то депрессия, упадок сил. Крайняя степень циклотимности — маниакально-депрессивный синдром (биполярно-аффективное расстройство).
У рационалов доминантным является левое, вербально-логическое, полушарие мозга.У иррационалов - доминантное правое полушарие мозга, отвечающее за образное мышление.
Рационалы стремятся дать оценку всему, что они видят, чувствуют и замечают. Хорошо, плохо, правильно, неправильно, прямо, криво — рационалу легко подобрать слова на любой случай. А вот впитывают новое рационалы ограниченными дозами — мешают фильтры в сознании. Эти же фильтры позволяют легко подбирать слова.У иррационалов все наоборот. Они постоянно ощущают мир на своей шкуре. А вот подобрать слова сложно — сознание иррационала в основном состоит из черных ящиков. Оценки даются лишь отдельным, лучше изученным объектам, ощущениям и явлениям. Рационал сначала думает, потом делает. Иррационал сначала делает, потом думает.
В случае нарушения привычного порядка реакция рационала будет сдержанной, он выскажется что в ситуации плохого, и какой порядок ему более привычен.В случае нарушения привычного порядка реакция иррационала будет очень резкой — быстро восстановить всё как было, найти и наказать виновных.
Рационалам легче, иррационалам сложнее: подбирать слова и описывать ими людей, объекты и явления, следовать намеченному плану и принципу, воздерживаться от лишних движений и резких реакций.Иррационалам легче, рационалам сложнее: чувствовать реальность как есть, быстро реагировать на изменения обстановки, воздерживаться от лишних слов и ненужной критики.
Что не следует принимать за рациональность: Слова человека о том, что он планирует дела, придерживается этих планов и недоволен их срывом.
Правильные, симметричные позы, ровные плечи.
Что не следует принимать за иррациональность: Гибкий график дня, склонность менять планы. Гибкие, несимметричные позы человека.

ПроцессРезультат (Правый — Левый, Индивидуалист — Коллективист)

  • Глубокое или неглубокое погружение в выполняемое действие.
  • Позиция внутри процесса или вне его.
  • Эволюция и инволюция.
Правые (процессёры, индивидуалисты)Левые (результёры, коллективисты)
Донкихот, Дюма, Гамлет, Максим, Наполеон, Бальзак, Штирлиц, Достоевский.Гюго, Робеспьер, Жуков, Есенин, Джек, Драйзер, Гексли, Габен.
Человек с установкой на процесс (процессёр) чувствует себя частью того, что он делает. Он глубоко погружен в один процесс, способен зависнуть в нем надолго и с трудом переключается с одного дела на другое. Человек с установкой на результат (результёр) не погружается в свои действия глубоко. Таким людям легче делать несколько дел сразу, переключаясь между ними.
Потребность в доведении дела до конца процессёров слабая, зато степень проработки этого дела основательная. Потребность в доведении дела до конца и периодической смене занятий у результёров естественная. Если задача крупная, она автоматически разбивается на задачи поменьше — и каждая доводится до промежуточного финиша. У результёров больше риска делать дела по верхам, но больше чувства меры, способности дозировать усилия и переключаться.
Больше свойственна ориентация на прошлое и «подведение итогов».Больше свойственна ориентация на будущее и потенциальные возможности ситуации.
Процессёр всегда на пути к своему идеальному решению.У результёра всегда есть готовое черновое решение.
Процессёрам легче, результёрам сложнее: концентрировать внимание, глубоко погружаться в действия и удерживать детали одного процесса, избегать лишних переключений внимания, поверхностных и небрежных действий и решений, работать совместно над одной задачей, делать одно дело на совесть.Результёрам легче, процессёрам сложнее: делать несколько дел сразу и доводить их до промежуточных и полных результатов, менять обстановку, не привязывать себя к одному процессу, переключаться между делами, реагировать на изменения обстановки, распределять задачи и обязанности между людьми, подводить итоги.
Что не следует принимать за процесс: Подробный рассказ как таковой. Экстраверты-деклатимы склонны описывать события долго и подробно, а динамики к тому же непрерывно.Что не следует принимать за результат: Слова «в результате», «в итоге» результёры используют чаще, но не они одни ими пользуются. Надо проверять, в каком контексте они сказаны или написаны.

УступчивостьУпрямость

  • Потребность в принятии оптимального решения.
  • Произвольный или нормативный контроль доступных ресурсов.
  • Степень готовности расходовать ресурсы на достижение значимого интереса.
  • Уступчивость и упрямость в соционическом смысле — это не всегда уступчивость и упрямость в жизни. Важно понимать мотивы, которые за этим стоят.
УступчивыеУпрямые
Донкихот, Дюма, Жуков, Есенин, Джек, Драйзер, Штирлиц, Достоевский. Гюго, Робеспьер, Гамлет, Максим. Наполеон, Бальзак Гексли, Габен.
Человека, способного в малоизвестной ситуации отступить от привычной позиции, называет уступчивым.Человек, способного сохранить свою привычную позицию в малоизвестной ситуации, называет упрямым.
У уступчивых интерес к кому-либо возникает только тогда, если он подкреплен соответствующим ресурсом, возможностью. В процессе взаимодействия с другими людьми свободно оперирует своими интересами (готов дать фору, рассмотреть встречные требования, делить свои интересы с кем-то или совместно ими управлять). Четко делит интересы на «свои» и «чужие».Упрямые в непонятных ситуациях сохраняют свою привычную позицию. При взаимодействии с другими людьми свободно оперируют своими ресурсами (могут делиться и меняться ресурсами, осознанно восполнять их и тратить). Четко осознает разделение ресурсов на свои и чужие.
Начинают защищаться при конфликте но не отслеживают угрозы интересам. Если какой-либо человек начинает претендовать на ресурсы уступчивого, вторгаясь тем самым в его внутреннее пространство, то резкая реакция уступчивого со стороны может показаться неадекватной, даже агрессивной (такая реакция связана с неприкосновенностью ресурса).При вторжении в сферу их интересов, защищаются, при этом не отслеживают угрозы ресурсам. Если кто-либо пытается навязать упрямому свои интересы, вторгаясь тем самым в его внутреннее пространство, то реакция упрямого будет достаточно резкой (такая реакция появляется, если чужой интерес не становится личным интересом упрямого).
Хотя в информационном поле у них есть своя позиция, но остаются в середине между собой и партнером, не навязывая своих мыслей.В информационном поле подчеркивают и распространяют свою позицию, навязывая свои мысли партнёру. В диалоге не способен быть гибким.
Пассивная оборона. Оперируют целями. Легко отказываются от целей при нехватке ресурсов. Ресурсы слабо осознаны.Оборона нападением. Легко оперируют ресурсами, подтягивают к желательным целям. Цели слабо осознаны.
Реализуя свои интересы, объективно оценивают все необходимые для этого ресурсы и в случае нехватки ресурсов могут отказаться от какой-то части своих интересов. Для реализации своих интересов и намерений изыскивают любые возможные ресурсы.
От уступчивых вы с большей вероятностью дождетесь резких колючих слов, неэтичных поступков. В обычных условиях упрямые намного сдержаннее. Они позаботятся о том, чтобы «подстелить соломку» и не сказать лишнего, а сказав, почувствуют дискомфорт и охотно извинятся.
В заведенном состоянии два уступчивых легко обмениваются резкими словами и поступками, но легче поймут друг друга.В заведенном состоянии упрямые способны сорваться на крик. Два упрямых легко забьют друг друга эмоциями.
Уступчивые принимают простые решения исходя из наличных ресурсов. Решения упрямого должны быть оптимальными или никакими.
Не думают, что от лишней покупки "резко обеднеют". Оценивают покупки и платежи на свое усмотрение - со знанием дела, если это логики-экстраверты, или методом тыка если это этики-интроверты.Выбирают подешевле, не дороже определенного уровня. Стараются совершать платежи без комиссии. Не хотят платить за доставку в интернет-магазине. Считают, сколько потратили.
Уступчивым легче, упрямым сложнее: принимать решения, гибко распоряжаться имеющимися ресурсами, оценивать, расходовать ресурсы и совершать поступки по своему разумению, без оглядки на нормы, без сожаления расставаться с интересами, целями и желаниями, выполнение которых сильно затруднено.Упрямым легче, уступчивым сложнее: принимать решения, в которых все взвешено и учтено, до конца бороться за свои желания и интересы, в большинстве случаев — соблюдать нормы расходования ресурсов и нормы в поведении и общении с людьми.
Что не следует принимать за уступчивость: Нужно иметь в виду, что у упрямого сохраняется нормирующий интерес — обойтись без серьезных неприятностей: нарушения закона, не остаться без средств, сохранить отношения. Внутренний конфликт интересов в сознании упрямого существует даже при важной мотивации.Что не следует принимать за упрямость: Стремление добиться желаемого есть у всех людей, но проявляется по-разному. Упрямые хорошо чувствуют, чего они хотят, но хуже понимают, хватит ли у них сил, обойдутся ли они без серьезных конфликтов — и беспокоятся по этому поводу. Уступчивые делают акцент на ресурсы, которые они готовы потратить. Поэтому они цепляются за свой критичный ресурс и это воспринимается за упрямость.

БеспечностьПредусмотрительность

  • Признак соответствует ориентации на собственное представление и оценку ситуации или на некоторые объективные методы, закономерности, способы практической реализации.
  • Уникальное или нормативное (стереотипное, привычное) восприятие ситуации.
БеспечныеПредусмотрительные
Донкихот, Дюма, Гамлет, Максим, Джек, Драйзер, Гексли, Габен. Гюго, Робеспьер, Жуков, Есенин, Наполеон, Бальзак, Штирлиц, Достоевский.
В каждой новой ситуации выясняет, что в нем актуальнее и интересное.В каждой новой ситуации применяет уже накопленный и проверенный опыт.
Не считает необходимым делиться с информацией, которая уже потеряла смысл.Не считается необходимым делиться с информацией, которая противоречит ее опыту.
Увлеченно обсуждают новые, нераскрытые темы. Увлечено обсуждают уже известные ему темы.
Темп своих действий регулирует свободно, гибко, но не способен определить момент начала работы. Темп своих действий регулирует планомерно, не умеет равномерно распределять его, поэтому часто перетруждается.
Альтернативные решения находят в процессе работыТолько в процессе работы находит, как облегчить процесс.
Заботится только о тех объектах, с которыми создал стабильную связь. Новую информацию принимает только из тех источников, с которыми уже создана связь.
В каждом событии замечает только самое интересное и выгодное.В каждом событии замечает только уже известное и полезное.
В непонятных и незнакомых ситуациях осознают минимум своих потребностей. В непонятных и незнакомых ситуациях осознают свои личные риски.
Каждая ситуация — уникальна. Она может быть хоть копией предыдущей — беспечный не сможет легко вспомнить и воспроизвести, как решал похожую задачу прошлый раз.Воспринимают ситуации, как стандартные, нормативные. Ко всему, с чем они сталкивались, у них наработан стандартный подход — им они и пользуются, пока это возможно.
Беспечные склонны изобретать новые велосипеды там, где их и так немало.В сознании предусмотрительных всё всегда одинаково. Если человек — друг, он всегда будет другом.
Беспечные ТИМы - носители постоянной тревоги (потому что каждый раз как в первый раз, а неизвестность это тревога)Предусмотрительные рискуют оказаться фрустрированными при появлении по-настоящему новой для них задачи, если типовое решение для нее отсутствует.
Привязаны к комфорту и удобству. Нуждаются в разнообразии, смене ощущений.Открыто проявляют волю, эстетический вкус.
Ориентируются на имеющиеся ресурсы и потенциальные возможности что-то сделать.Ориентируются на способность планировать ресурсы и возможности.
В каждой новой ситуации стараются вести себя по-новому, не так, как в предыдущий раз.В каждой новой ситуации действуют аналогично предыдущему опыту, не особо считаясь с тем, что произошли изменения.
Восприятие проблемной ситуации происходит через обнаружение в ней новых, незнакомых черт, а поиск решения проблемы ведется в рамках текущей ситуации. Это вынуждает каждый раз составлять новый алгоритм, пригодный для конкретной задачи, и позволяет находить принципиально новые решения.Восприятие проблемной ситуации происходит через узнавание в ней знакомых черт, а поиск решения проблемы ведется с привлечением всего накопленного опыта, своего и чужого, как для подобных ситуаций, так и для любых других. Это позволяет пользоваться готовыми, проверенными алгоритмами, перенося их в другие области жизнедеятельности.
При ответе на поставленный вопрос контекст поиска ответа, решения задачи (подготовительный этап, сбор информации, прошлый опыт и т. п.) никак не озвучивают — подразумевают «по умолчанию».В новой ситуации предпочитают использовать весь свой опыт, в т.ч. и не относящийся к конкретной ситуации. Стремятся заранее предусмотреть ситуацию.
Беспечным легче, предусмотрительным сложнее: глубже погружаться в ситуацию и находить решения, которые лучше ей отвечают, изобретать новое, избегать шаблонных решений, разбираться в ситуации на месте, помнить о внештатных ситуациях и быть к ним готовыми.Предусмотрительным легче, беспечным сложнее: вспоминать старый опыт и пользоваться им, действовать по инструкции, ограничиваться наиболее вероятными вариантами развития ситуации, избегать ненужных поисков решения и лишних мыслей о внештатных ситуациях, потерь вещей и информации, вспоминать уже усвоенный материал.
Что не следует принимать за беспечность: Беспокойство по поводу регулярных потерь вещей, страха не выключить при выходе из дома утюг и т.д.Что не следует принимать за предусмотрительность: Формулировать общий принцип действий и ссылаться на прошлый опыт могут и беспечные. Разница в том, что при появлении новой однотипной задачи полностью полагаться на старый принцип и опыт им не удается.

Индивидуальные

ЭкстраверсияИнтроверсия

  • Интерес к внешнему или внутреннему миру.
  • Фокус внимания на внешних объектах или собственных мыслях и ощущениях.
  • Внимание к деталям объектов или к отношениям между ними.
  • Разделение социона по обращенности к целому: в одном случае целое внутри, а в другом случае — снаружи
  • Экстравертов в 1,5-2 раза больше, чем интровертов (по результатам исследования школьников)
  • Главная ошибка: выводы про интроверсию/экстраверсию делают по общительности и необщительности людей с себе подобными, а также по физической активности. Хотя речь идет про восприятие мира через объекты либо внутреннее к ним отношение.
ЭкстравертыИнтроверты
Дон Кихот, Гюго, Гексли, Штирлиц, Наполеон, Джек Лондон, Жуков, ГамлетБальзак, Есенин, Драйзер, Достоевский, Дюма, Габен, Робеспьер, Максим
Внимание экстраверта уделено объектам. Под таковыми понимаются как материальные — предметы, обстановка вокруг, так и нематериальные идеи и понятия. Эти объекты экстраверт воспринимает на автомате, не придавая большого внимания своим мыслям и ощущениям от них. Объекты просто есть, и их много.В фокусе внимания интроверта — его собственные ощущения, чувства и мысли. Они доминируют в его речи. Объектам интроверт уделяет ограниченное внимание — настолько, насколько без них не обойтись. При этом он легко переключается с объектов на свое отношение к ним, на чувства и мысли, которые они вызывают.
Интерес в основном к внешнему миру. Приоритет внешнего мира перед отношением к нему. Стремление изменять окружающий мир. Инициативность.Интерес к своему внутреннему миру. Приоритет своего отношения к внешнему миру перед самим миром. Стремление менять самого себя. Приспособляемость.
Экстравертам легче, интровертам сложнее: видеть, чувствовать и описывать объекты вокруг, общаться со многими людьми, помнить о множестве дел и задач.Интровертам легче, экстравертам сложнее: понимать, чувствовать и фиксировать себя, свои ощущения, выводы, мысли, отдельные объекты вокруг себя, проводить время одним без смены обстановки.
Что не следует принимать за экстраверсию: способность долго говорить, держать большую аудиторию.Что не следует принимать за интроверсию: внешнюю неактивность, малое количество знакомых и друзей.

ИнтуицияСенсорика

  • Восприятие реальности через первичный фильтр (органы чувств) или вторичный фильтр (образы, сформированные мозгом из сигналов от органов чувств).
  • Восприятие «до ярлыка» или «после ярлыка».
  • Способность работать с конкретной или абстрактной информацией.
ИнтуитыСенсорики
Дон Кихот, Робеспьер, Гамлет, Есенин, Бальзак, Джек Лондон, Достоевский, ГекслиДюма, Гюго, Максим, Жуков, Наполеон, Драйзер, Штирлиц, Габен
Человек размышления. Как бы размазан в пространстве, растянут по оси времени. Менее заметен в пространстве. Его "мало".Человек действия. Находится в «здесь и сейчас». Заполняет пространство. Его "много".
Абстрактное мышление. Внимание к сути.Конкретное мышление. Внимание к деталям. Контроль окружающего пространства.
Мыслят через ассоциативные образы, которые производит их сознание.Лучше чувствуют свой организм и могут описать его состояние словами.
Лучше ориентируются во времени, чем в пространстве.Лучше ориентируются в пространстве, чем во времени. Часто описывают время через пространство.
Интуитам легче, сенсорикам сложнее: Мыслить абстрактно и ассоциативно, ориентироваться во времени, понимать суть ситуации, явления и объекта, выдвигать идеи, видеть возможности и пути развития ситуации.Сенсорикам легче, интуитам сложнее: Мыслить конкретно, ориентироваться в пространстве, чувствовать физическую сторону объектов, чувствовать и применять силу, чувствовать свой и чужой организм.
Что не следует принимать за интуицию: Слова «у меня сильно развита интуиция» (их как правило произносят сенсорики). Худощавое телосложение (худых сенсориков так же много, как и полных интуитов).Что не следует принимать за сенсорику: Плотное телосложение. Относительно высокое количество объектов или физических ощущений в речи (обычно это обусловлено контекстом происходящего, а не сенсорикой).

ЛогикаЭтика

  • Преобладание объективности (фактов) или пристрастности (мнений) в оценке окружающей реальности.
  • Характеризует направленность человека либо на сферу человеческих отношений и эмоций (этика), либо на мир объективных фактов и закономерностей (логика).
  • Различение людей по способу решения проблемы выбора. Одни опираются на свои эмоции, другие опираются на знания и логику.
  • «Любовь или деньги?».
ЛогикиЭтики
Дон Кихот, Робеспьер, Максим Горький, Жуков, Бальзак, Джек Лондон, Штирлиц, ГабенДюма, Гюго, Гамлет, Есенин, Наполеон, Драйзер, Достоевский, Гексли
Опираются на понимание, на объяснения.Опираются на отношения и эмоции, которые в основном доминируют в их жизни.
Оценивают мир с точки зрения правил, логических связей.Оценивают мир с точки зрения чувств, эмоций, переживаний своих и других людей.
Способность решать логические задачи, находить и использовать взаимосвязи, поступать рационально, структурное мышление.Способность чувствовать настроение и отношение людей и управлять ими, формировать их.
Логикам легче; этикам сложнее: делать формальные выводы, понимать смысл вещей, идей и процессов, управлять материальными объектами, подбирать слова, решать сложные научные и деловые задачи.Этикам легче, логикам сложнее: чувствовать людей и подстраиваться к ним, чувствовать и выражать эмоции, понимать свое и чужое отношение, не совершать жесткие поступки почем зря.
Что не следует принимать за логику: обсуждение темы технологий, ведения дел, устройства мира, структуры и порядка вещей и т.п.Что не следует принимать за этику: обсуждение темы отношений между людьми, эмоций, общения и т.п.

СтатикаДинамика

  • Мышление процессами или состояниями.
  • Фрагментарное или непрерывное восприятие времени.
  • Признак разбивает социон по степени психической подвижности.
СтатикиДинамики
Дон Кихот, Робеспьер, Максим Горький, Жуков, Наполеон, Драйзер, Достоевский, ГекслиДюма, Гюго, Гамлет, Есенин, Бальзак, Джек Лондон, Штирлиц, Габен
Не могут следить за объектом без периодических переключений кадра в их сознании. Способны непрерывно наблюдать объекты и явления, пространно описывать, что с ними происходит.
Мышление статическими образами, состояниями. Запоминание в основном временными фрагментами, «кадрами». Воспринимают действительность как набор статических картинок (слайдов), которые могут быть не связаны непрерывным потоком изменений.Чувство времени и развития процессов, измений, движения. Хорошее понимание, что надо делать. Подвижность. Воспринимают действительность как последовательность событий.
Больше обращают внимание на постоянные характеристики объектов, при адаптации проявляют большую гибкость и активность на физическом уровне.Динамики больше обращают внимание на изменяющиеся характеристики объектов, сами менее подвижны и склонны к наблюдательной позиции.
Речь состоит из коротких фрагментов, отделенных друг от друга заметными барьерами. Иногда эти барьеры соответствуют знакам препинания, иногда нет (но даже если статик говорит быстро, паузы найдутся).Речь плавная. Часто без пауз. Это не про скорость и темп речи! Это про непрерывность!
Cобытия представляются в виде слайдов и неподвижных картинок, и между этими слайдами нет перехода во времени. Воспоминания выглядят отрывочными, не связанными между собой. При рассказе о прошлых событиях могут зацикливаться на каких-то точных моментах, при этом не упоминая о других.Рассказ о чем-то напоминает линию, у которой есть начало, середина и конец. Ориентируются в датах, когда происходило событие, не путают месяцы и годы. Рассказывают последовательно о событии, начиная со вступления, и заканчивая концовкой.
Статикам легче, динамикам сложнее: Зафиксировать внимание на моменте времени, его возможностях и расположении объектов. Кратко выразить суть момента.Динамикам легче, статикам сложнее: Физически чувствовать изменения ситуации в реальном времени. Делать прогнозы — как ситуация развивается и куда приведет. Описывать непрерывный ход событий и своих мыслей.
Что не следует принимать за статику: Интонации с повышением голоса. Медленный, прерывистый темп речи. Речевые фрагменты, в которых мало смысловых глаголов.Что не следует принимать за динамику: Описание разворачивающегося во времени процесса. Длинные сложные предложения. Быстрый темп речи.

ПозитивизмНегативизм

  • Разделение по реакции на новую информацию.
  • Внимание к наличию или отсутствию.
  • Позитивное или негативное узнавание окружающей действительности.
ПозитивистыНегативисты
Дон Кихот (ИЛЭ, ENTP), Гюго (ЭСЭ, ESFJ), Максим Горький (ЛСИ, ISTJ), Есенин (ИЭИ, INFP), Наполеон (СЭЭ, ESFP), Джек Лондон (ЛИЭ, ENTJ), Достоевский (ЭИИ, INFJ), Габен (СЛИ, ISTP).Дюма (СЭИ, ISFP), Робеспьер (ЛИИ, INTJ), Гамлет (ЭИЭ, ENFJ), Жуков (СЛЭ, ESTP), Бальзак (ИЛИ, INTP), Драйзер (ЭСИ, ISFJ), Штирлиц (ЛСЭ, ESTJ), Гексли (ИЭЭ, ENFP).
Первая реакция - принятие. Потом может быть оспаривание, несогласие, уточнение. Но самая первая реакция - принятие входящей информации.Первая реакция негативная: «Нет». Потом он может что-то принять, согласиться, но самая первая реакция - всегда неприятие, отторжение, отстранение.
Охотно принимают инновации, новости, уточнения и исправления в фактах.Инновации, уточнения и исправления в фактах воспринимают скептически, подозрительно.
Не запрещают другим воспринимать новую информацию.Ограничивают доступ к источникам новой информации.
Позволяют другим проявить инициативу.Неохотно, критично принимают инициативу других.
Делятся с другими новой информацией, даже если не проверили её. Охотно распускают слухи и сплетни.Проверяют новую информацию, только потом делится ею с другими.
Охотно стараются повлиять на укрепление взаимоотношений с окружающими.Главная цель - укрепить свои позиции в окружающей среде.
Осознают то, что можно сделать лучше. Трудно оценить объем своей работы. Легко оценивают объем своей работы. Трудно оценить возможность улучшений.
Сосредоточиваются на том, что объединяет, связывает и сближает.Сосредоточиваются на том, что отличает, распределяет, удаляет.
Не возражают, если другие делают выводы о проделанной ими работе. Оценивают качество проведенной работы. Проверяют выполненную работу на соответствие нормам, стандартам.
Замечают сначала положительные моменты, наличие. О результатах своей работы сообщают недостатки.Замечают сначала отрицательные моменты, отсутствие. О результатах своей работы сообщают достижения. Часто используют «Не».
Оценивая ситуацию, выделяют те качества, которые в ней присутствуют. Например: Погода хорошая, небо ясное".При оценке ситуации выделяют те качества, которые в ней отсутствуют. Например: "Неплохая погода, на небе - ни облачка".
Тенденция к постоянному расширению и изменению, в каком-то смысле - к экспансии в описании мира, его "карте".Тенденция к охране того описания мира, которое есть.
Позитивистам легче, негативистам сложнее: находить в ситуации, объекте и явлении позитивные стороны, видеть желаемые перспективы, избегать сомнений, выражать похвалу и оптимизмНегативистам легче, позитивистам сложнее: находить в ситуации, объекте и явлении негативные стороны, формировать взвешенный подход, выражать отрицания, сомнения, критику и пессимизм.
Что не следует принимать за позитивизм: Незначительное количество прямых отрицаний на коротком фрагменте текста или речи. Что не следует принимать за негативизм: Относительно большое количество прямых отрицаний на коротком фрагменте текста или речи.

КвестимностьДеклатимность

  • Разделение по способу представления информации для других.
  • Вопросы или утверждения.
  • Внешнее или внутреннее побуждение к коммуникации.
Квестимность (Диалог)Деклатимность (Монолог)
Дон Кихот (ИЛЭ, ENTP), Робеспьер (ЛИИ, INTJ), Гамлет (ЭИЭ, ENFJ), Есенин (ИЭИ, INFP), Наполеон (СЭЭ, ESFP), Драйзер (ЭСИ, ISFJ), Штирлиц (ЛСЭ, ESTJ), Габен (СЛИ, ISTP).Дюма (СЭИ, ISFP), Гюго (ЭСЭ, ESFJ), Максим Горький (ЛСИ, ISTJ), Жуков (СЛЭ, ESTP), Бальзак (ИЛИ, INTP), Джек Лондон (ЛИЭ, ENTJ), Достоевский (ЭИИ, INFJ), Гексли (ИЭЭ, ENFP).
В речи часто вопросительные интонации. Склонность к диалогу. Контроль внимания вопросами. Бегающий взгляд.В речи утвердительные интонации. Склонность к монологу. Контроль внимания взглядом. Взгляд сфокусирован.
Ярко выраженная и постоянно вопросительная интонация в диалоге. Не сами вопросы! Вопросительная интонация!Ярко выраженная и постоянно утвердительная интонация в диалоге. Даже вопросы звучат как утверждения.
Интонация с регулярным повышением голоса в конце фраз.Интонация с понижением голоса в конце фраз (иногда с временным повышением посреди фраз, иногда совсем монотонная, без такового).
Легче задавать вопросы.Легче отдавать приказы, давать инструкции.
Нуждаются в реакции собеседника и говорят медленней, чем деклатимы (не всегда).Не нуждаются в реакции собеседника, говорят быстрее, чем квестимы (не всегда).
В новой ситуации сначала концентрируется на том, чтобы получить как можно больше информации.В новой ситуации прежде всего осознают свое отношение к остальным, поэтому изначально ведет себя, как наблюдатель.
Выбирает наиболее подходящий способ как окружающим разглашать свое мнение.Задумывается какого содержания информацию передать окружающим.
Оценивает настроение аудитории, окружающих людей.Оценивает целостность аудитории чтобы начать работу или начинать разговор.
Хорошо чувствует момент, когда настало время для диалога с окружающими.Чувствует готовность окружающих, когда наступил подходящий момент чтобы выразить свои мысли.
Ощущая интерес участников в пространстве, способен менять свой поток информации. Легко регулирует поток выданной информации – ее длительность и объем.
В процессе обмена информации с окружающими свободно регулирует дистанцию, чувствуют, когда их можно вовлечь. В процессе обмена информации свободно регулирует темп, но редко ощущает потребность привлекать других.
Сравнивает новую информацию с предыдущей.Способен моментально переключаться на новую информацию, анализируя ее.
Критично реагирует, когда приходиться выслушать одностороннюю информацию.Резко реагирует, когда происходит разрыв и незавершенность информации.
Общаются, чтобы общаться. Ищут контакт с собеседником и держат его на автомате.Общаются, чтобы высказаться. Стремятся высказаться, если есть что высказывать, или не готовы высказаться здесь и сейчас. Контакт с собеседником держать сложнее.
Квестимам легче, деклатимам сложнее: вести беседу, менять ее направление, чувствовать собеседника, давать ему высказываться, прерывать собеседника строго по необходимости и реагировать на прерывания, передавать прямую речь, говорить и писать кратко, задавать вопросы и отвечать строго по теме.Деклатимам легче, квестимам сложнее: вести пространный рассказ, развивать и менять тему повествования, давать подробные и развернутые ответы на вопросы, высказываться без элемента сомнения, чувствовать, что они хотят и готовы донести до слушателя и читателя.
Что не следует принимать за квестимность: Повышенное количество знаков вопроса в тексте (это еще не показатель). Краткость изложения (многие квестимы могут говорить быстро и напористо, и их бывает тяжело прервать). Перепады интонации и громкости по ходу изложения (важно уловить, чем заканчивает фразы человек, а не то, что бывает по ходу. Деклатим (особенно динамик) может повышать голос по ходу фразы, чтобы понизить его в конце ее).Что не следует принимать за деклатимность: Фразы большого объема (многие квестимы могут сказать много, но вопросительная интонация никуда не денется). Отсутствие вопросов или вопросы с последующими утвердительными ответами (снова лучше отслеживать интонацию). Вопросы с последующими ответами на них (квестимы тоже могут употреблять такие конструкции, особенно в риторике и убеждении).

ТактикаСтратегия

  • Разделение по отношению к целям, как материальным объектам. И по расходованию ресурсов при достижении целей.
  • Признак проявляется во взаимодействии людей.
  • Знание как действовать по ситуации или в общем.
  • Приоритет одной большой жизненной цели или многих краткосрочных.
  • «Жесткие цели, гибкие способы» или «гибкие цели, жесткие способы»
СтратегиТактики
Дюма (СЭИ, ISFP), Робеспьер (ЛИИ, INTJ), Гамлет (ЭИЭ, ENFJ), Жуков (СЛЭ, ESTP), Наполеон (СЭЭ, ESFP), Джек Лондон (ЛИЭ, ENTJ), Достоевский (ЭИИ, INFJ), Габен (СЛИ, ISTP).Дон Кихот (ИЛЭ, ENTP), Гюго (ЭСЭ, ESFJ), Максим Горький (ЛСИ, ISTJ), Есенин (ИЭИ, INFP), Бальзак (ИЛИ, INTP), Драйзер (ЭСИ, ISFJ), Штирлиц (ЛСЭ, ESTJ), Гексли (ИЭЭ, ENFP).
Знают как действовать в общем, вырабатывают универсальные способы решения проблем. Могут дать совет на будущее (и будут спрашивать о ходе реализации совета).Знают как действовать в каждой конкретной ситуации, не вникая в проблему в целом, и не делая общих выводов. Советы дают по ситуации (и потом не интересуются, был ли он внедрен или нет).
Сложнее ориентироваться в текущих делах. Легче понять самому и показать другим направление, где ты находишься в жизни и куда стремишься (или куда нужно стремиться).Легко ориентируются в текущих делах. При этом дел много, а жизнь они существенно не меняют.
Способность сходу ухватить суть происходящего без привязки к конкретным объектам и манипуляциям с ними.Конкретная сиюминутная манипуляция объектами.
Впадают в затяжной кризис, когда непонятно "куда жить".Впадают в ступор, когда непонятно, что делать прямо здесь и прямо сейчас.
Шаги к цели могут быть не самыми эффективными в настоящем, но они всегда направлены на облегчение ситуации в будущем. Сложно изменить цель, проще поменять шаги к цели.Видят ближайшее будущее более явно, чем отдаленное. Легче сменить цель полностью, чем сменить ряд продуманных тактических шагов.
Свою деятельность планируют на длительный период времени. Свою деятельность планируют на короткий период времени.
Сосредоточиваются на обеспечении потребностей людей в будущем. Сосредоточиваются на потребностях текущего момента, не углубляясь в стратегическую перспективу ("Будет день и будет пища").
Увлекаются с новыми идеями, даже если результат ожидается в более отдалённом будущем. Каждая новая идея быстро надоедает, если от ее невозможно получить немедленную пользу.
Участвуют только в реализации таких идей, в которых согласились пожертвовать свои ресурсы, в том числе и силовые. Увлеченно участвуют в реализации интересных и перспективных в краткосрочной перспективе идей, не задумываясь о ресурсах.
Эффективно планируют и организуют снабжение объектов на длительное время, обеспечивая накопление резервов. Эффективно организуют рациональное использование ресурсов на данный момент, но не задумываются о накоплении резервов.
Уверены, что их обоснование соответствует объективным фактам.Убеждены в истинности своей личной точки зрения на происходящее.
Концентрированно излагают собранные факты, свои мнения в них включают минимально. Углубляют и обогащают собранные факты своей выдумкой и фантазией.
Чтобы убедить, оценивают целесообразность и объективность источников информации.Свободно пользуются любыми источниками информации, включая сомнительные.
Стратегам легче, тактикам сложнее: чувствовать, в каком направлении развивается их жизнь, что они хотят добиться в жизни, что ведет их в этом направлении, что решит их проблемы в нужном масштабе, избегать лишних задач и дел.Тактикам легче; стратегам сложнее: составлять планы ближайших действий, чувствовать, что надо сделать в ближайшее время, решать не связанные друг с другом текущие задачи.
Что не следует принимать за стратегию: заявления о долгосрочной цели, поиске гармонии, смысла. Особенно это относится к людям, которые увлекаются психологией, проходят тренинги, посещают коучей, занимаются "саморазвитием" и т.д.Что не следует принимать за тактику: звучащие в речи стратегов (особенно сенсорных) подробности того, каким они видят свое будущее. Как правило, стратеги не озвучивают подробные пути, по которым собираются идти к этим целям здесь и сейчас.

КонструктивизмЭмотивизм

  • Разделение по способу входа в контакт.
  • Сочувствие и помощь.
  • Избирательная или быстрая эмоциональная реакция.
ЭмотивистыКонструктивисты
Дюма (СЭИ, ISFP), Робеспьер (ЛИИ, INTJ), Максим Горький (ЛСИ, ISTJ), Есенин (ИЭИ, INFP), Наполеон (СЭЭ, ESFP), Джек Лондон (ЛИЭ, ENTJ), Штирлиц (ЛСЭ, ESTJ), Гексли (ИЭЭ, ENFP).Дон Кихот (ИЛЭ, ENTP), Гюго (ЭСЭ, ESFJ), Гамлет (ЭИЭ, ENFJ), Жуков (СЛЭ, ESTP), Бальзак (ИЛИ, INTP), Драйзер (ЭСИ, ISFJ), Достоевский (ЭИИ, INFJ), Габен (СЛИ, ISTP).
Инициируют общение по эмоциональным поводам (под влиянием эмоций).Инициируют общение по конструктивным поводам ("по делу", могут ради этого придумать "дело").
Общение строят на сочувствии. Склонны утешать, эмоционально поддерживать. Важна эмоциональная сторона общения.Общение строят на взаимопомощи. Стараются помочь делами. Не склонны к подстройке под настроение собеседников.
Подвержены воздействию эмоционального фона. Каждый день - перепады, источником которых может быть все что угодно - внешние раздражители, приближение желанного или нежелательного события, бессонница, музыка... Первая реакция - эмоциональная. Пока новых раздражителей нет, эмоции остывают и становится тяжело их воспроизводить. Из-за эмоциональной раскачки упускают много деталей. Чтобы пережить эмоции, стремятся получить из внешнего мира новые впечатления.Отстранены от текущего эмоционального фона до тех пор, пока он ровный, и в нем нет раздражителей, способных пробить защиту. Если защита пробивается, конструктивист получает эмоциональный якорь (возможно и травму) всерьез и надолго. Способны воспроизводить эмоциональные реакции на старые ситуации. Чтобы пережить какие-либо эмоции склонны возвращаться к событию или месту, где они были вызваны, например, могут по нескольку раз перечитывать одну и ту же книгу.
Сначала считывают эмоциональную часть ситуации, а лишь потом способны её осмысливать. Подстраиваются под настроение собеседников. Важно вначале осознать смысловую часть ситуации, чем эмоциональную. Эмоциональная реакция происходит замедленно, после того, как прошел этап конструктивной реакции.
Лицо как правило подвижно, выражение меняется каждую секунду.При взгляде на лицо возникает ощущение застывшей маски.
Раздражительны.Злопамятны.
Эмотивистам легче, конструктивистам сложнее: чувствовать эмоциональную сторону ситуации, эмоционально подстраиваться под окружающих; отстраняться от старых эмоций, переживать последствия старых эмоциональных потрясений, доносить до людей смысл давно прошедших и хорошо усвоенных ситуаций.Конструктивистам легче, эмотивистам сложнее: с ходу улавливать смысл ситуации, слов, объектов и явлений; эмоционально влиять на окружающих, доносить до людей эмоционально затронувшие их события и явления; в большинстве случаев — избегать ненужного раздражения и беспокойства по пустякам.
Что не следует принимать за эмотивизм: Заявления о том, что эмоции при воспоминаниях становятся слабее (у конструктивиста они могут становиться слабее, но не исчезают совсем). Резкую реакцию на критику (критика для конструктивиста - давление на болевую функцию, что вызывает естественный всплеск эмоций).Что не следует принимать за конструктивизм: Заявления о том, что в фильме или задании по работе все понятно с первого раза (эмотивист может понять сюжет фильма с первого раза или посчитать, что в задании всё уже понятно). Эмоциональный рассказ о старых впечатлениях (эмотивист может попытаться накачать себя, но это уже новые эмоции здесь и сейчас).

Экспресс типирование

Самый быстрый и простой способ определить социотип любого человека по признакам дихотомии — ответить на 4 вопроса:

  1. Квестим или деклатим? (интонация вопросительная или утвердительная?)
  2. Негативист или позитивист? (новую информацию сходу принимает или не принимает)
  3. Интуит или сенсорик? (его «мало» или его «много»?)
  4. Конструктивный или эмотивный? (общается по делу или за эмоциями?)

Перечисленные вопросы направлены на определение наиболее наблюдаемых признаков. И нам достаточно четырех, чтобы надежно и достоверно определить ТИМ.

Каждый ответ отмечаем в табличке выше. В случае сомнений смотрим другие признаки, которые наиболее явно проявляются у типируемого человека.

Соционический тест по «сильным» и «умеренным» признакам Рейнина

(в разработке, скоро будет доступен)

Рейтинг
( 27 оценок, среднее 4.85 из 5 )
Василий Смирнов/ автор статьи

Один из немногих последних свободных философов