Желтый император
Энергетическая медицина развивалась в Китае на протяжении тысячелетий. Хотя искусство и клинические навыки китайского медицинского цигун считаются неотъемлемым и важнейшим компонентом современной традиционной китайской медицины, его историческое происхождение можно проследить дальше, чем изобретение письменности.
В Древнем Китае энергетическая медицина и все виды целительства были исключительной прерогативой племенных шаманов (что неудивительно, потому что любое целительство восходит к шаманизму, как и любая религия. Потому что одно всегда тесно связано с другим).
Тогда цигун был известен под другими названиями, например, Синци (содействие потоку Ци), Туна (выдох и вдох) и Даоинь (гармонизация тела, дыхания и ума посредством движения конечностей и туловища).
Согласно традиции, зарождение даосской магии, эзотерических практик цигун и акупунктуры всегда связывали с Хуан-Ди (Желтым императором), чья фамилия была Гунсунь (также известный как Сюаньюаньши в честь холма Сюаньюань, места его рождения).

Желтый император правил конфедерацией племенных кланов в северном Китае приблизительно в 2696-2598 годах до н.э.
Говорят, что Желтый император практиковал дыхательные упражнения цигун, медитации, внутреннюю алхимию, траволечение, сексуальную алхимию и дожил до 111 лет.
Беседы Хуан-ди о здоровье и долголетии с его главными медицинскими советниками Ци Бо и Лэй Гуном были в конечном итоге собраны и записаны в двенадцати свитках в период Сражающихся царств. Эта работа известна как «Хуанди нэйцзин» («Трактат Желтого императора о внутреннем»). Согласно «Биографиям бессмертных», написанным во времена династии Хань, Желтый император обладал магической силой, позволяющей управлять различными божествами и духовными сущностями.
Династия Чжоу (1028-221 гг. до н.э.)
Во времена династии Чжоу (1028-221 гг. до н.э.) древняя книга предсказаний, известная как «И-Цзин» («Книга перемен»), стала общедоступной и явилась теоретической основой для обучения цигун.
В Древнем Китае не было четкого разделения между изучением медицины и гадательными практиками. Небесная Ци связана с изучением китайской астрологии (поскольку напрямую восходит к небесным светилам и явлениям), земная Ци связана с изучением Фэн-шуй (и в том числе связана с соответствующим погребением предков и общением с их духами), а человеческая Ци связана с изучением И-Цзин (потому что людей много, все они разные, но попадают в одни и те же ситуации, которых весьма конечное число).
Первоначально «И Цзин» назывался «Чжоу И» («Изменения Чжоу» или «Принципы изменений») и представляет собой основу китайской культуры, влияющую на основные концепции традиционной китайской медицины. Он основан на взаимодействии пренатального (дородового) и постнатального (послеродового) числа багуа.

Древние китайцы верили, что существует уникальная энергетическая и духовная связь между рождением человека и восемью энергетическими полями, проявляющимися в восьми направлениях Багуа. Эта энергетическая взаимосвязь была настолько важна, что знаменитый ханьский врач Сунь Цымяо однажды сказал: «Вы не сможете овладеть медициной, пока не изучите И-Цзин».
На самом деле, по словам историка медицины Ян Ли, ни один врач в истории китайской медицины никогда не изучал «Хуанди Нэйцзин» («Канон внутренней медицины Желтого императора»), не проконсультировавшись с «И-Цзин» («Книгой перемен»). Более того, Конфуций тоже придерживался мнения, что изучение И-Цзин должно предшествовать совершенствованию в медицине и предсказании.
В периоды Весны и осени (770-476 гг. до н.э.) и Сражающихся царств (475-221 гг. до н.э.) Древний Китай пережил беспрецедентный научный и литературный феномен, известный как «борьба 100 философских школ». Это движение способствовало дальнейшему развитию и усовершенствованию цигун. На тот момент цигун уже прошел свою эмбриональную стадию и использовался для древних ритуалов поклонения (духовная составляющая), развития охотничьих навыков (воинская составляющая) и церемониальных танцев (медицинская составляющая).
Древние китайцы начали широко применять цигун в медицинской практике, и первая монография, объединяющая цигун и медицину, была написана в период Сражающихся царств в «Хуанди нэйцзин». В двенадцати свитках были перечислены пять терапевтических методов: девять применений игл, травяные отвары, прижигание, прокалывание каменными иглами, массаж и гимнастика Дао Инь (в которую входит цигун). В двенадцать свитков также включены основные теории и методы применения занятий цигун в медицинских целях.
«Хуанди Нэйцзин» представляет собой первый случай в истории Китая, когда цигун излагается в систематическом и теоретическом формате. В этот период времени многие известные философы, такие как Лао-цзы и Чжуан-цзы (праотцы даосизма), а также Конфуций, были публично признаны великими мастерами цигун. Согласно Ши Цзи («Записки историка»), великий врач Бянь Цюэ использовал Дао Инь и массаж для лечения болезней.
В период Сражающихся царств Лао-цзы (дословно «Старый мудрец»), которому приписывается авторство «Даодэцзин» («Книга Пути и Благодати»), уже считался выдающимся даосским философом. Поэтому даосы в этот период времени были известны как последователи «Хуан Лао Дао» (Путь Желтого императора и Старого мудреца).
Кроме того, в первые годы периода Сражающихся царств записи о методах и теории обучения цигун были собраны в «Син Ци Ю Пэй Мин» («Надписи цигун на нефритовых подвесках») и «Чжоу И Кан Тун Ци» («Аналоги принципов изменений, сформулированных во времена династии Чжоу»).
Династия Цинь (221-206 гг. до н.э.)
В этот период премьер-министр династии Цинь Лу Бувэй составил текст, озаглавленный «Весенняя и осенняя книга Лу». В этом тексте Лу Бувэй собрал воедино многие древние даосские практики «Гармонии неба и человека», рассказывая о влиянии сезонных изменений и других природных сил на организм человека.
В это время была кодифицирована древняя даосская книга «Путь совершенствования жизни», в которой содержатся учения Дао Инь, правила питания и сексуальные практики.
Западная и Восточная династии Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.)
Многие из самых ранних известных медицинских упражнений цигун, изложенных в виде рецептов, были заимствованы из боевых искусств и движений животных (что сразу наводит на мысли, что цигун больше развивался охотниками и воинами, отдельно от духовного и медицинского цигун, и достиг в этом больших высот по сравнению с ними).
В 1972 году археологи начали раскопки гробниц династии Мавандуй-Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.) в провинции Хунань, и в одном из гробов обнаружили шелковую реликвию, на которой были изображены рисунки поз Дао Инь (также известные как Дао Инь Ту), датируемые III веком до н.э.

Этот шелковый свиток считается первым полным комплексом упражнений цигун и широко известен как «Рисунки дыхательных практик Дао Инь династии Хань». На этих сорока четырех классических иллюстрациях к древнему цигун приведены описания движений и названия болезней, которые они лечат. Более половины этих проиллюстрированных поз отражают движения животных.
Во времена династии Хань один известный врач по имени Чжан Чжунцзин упоминал в своей книге «Цзинь Куй Яо Луэ» («Краткое изложение рецептов Золотой палаты»), что для очищения каналов организма, регулирования Инь и Ян следует использовать Дао Инь, Туна (выдох и вдох), массаж, иглоукалывание и прижигание, и лечить болезни.
Также во времена династии Хань великий врач и даосский алхимик Хуа Туо (То) разработал комплекс систематических физических упражнений Дао Инь, известный как Уциньси («Игры пяти зверей»). Эти пять упражнений имитируют различные движения и повадки оленя, птицы, обезьяны, тигра и медведя.
Первоначальная цель этих пяти упражнений — помочь практикующему улучшить свое здоровье и противодействовать болезням, открывая каналы для развития Эссенции (Цзин), Энергии (Ци) и Духа (Шэнь).
Каждое из пяти животных относится к определенному внутреннему органу, например:
- Форма оленя: стимулирует и усиливает функцию печени и желчного пузыря, растягивает и укрепляет ноги, позвоночник и поясницу, а также помогает улучшить гибкость (то есть прорабатывает элемент Дерево)
- Птичья форма: стимулирует и укрепляет работу сердца и тонкого кишечника, улучшает баланс, раскрывает суставы, снимает застойные явления и помогает охладить организм (то есть прорабатывает элемент Огонь)
- Обезьянья форма: стимулирует и укрепляет функцию селезенки и желудка (то есть прорабатывает элемент Земля)
- Форма тигра: стимулирует и укрепляет работу легких и толстого кишечника (то есть прорабатывает элемент Металл)
- Форма Медведя: стимулирует и укрепляет работу почек и мочевого пузыря, развивает силу корней, укрепляет кости и помогает согреть тело (то есть прорабатывает элемент Вода)

В конце правления династии Хань адепт даосизма Вэй Боян написал классическую книгу «Цзан Дон цзи» («Объединение трех уравнений»), в которой он обсуждает внутреннюю алхимию дыхания Цигун, трансформацию Ци и развитие парного сексуального совершенствования. «Тай Пин Цзин» («Классика великого мира»), также относящаяся к этому периоду, обобщила многие традиционные даосские учения династии Хуан Лао.
Период Троецарствия (220-280 гг. н.э.)
В период Троецарствия многие люди практиковали цигун, в том числе несколько известных ученых, врачей и алхимиков.
Цзи Кан (224-263 гг. н.э.), известный ученый и музыкант времен династии Вэй (220-265 гг. н.э.), написал книги «Ян Шэн Лунь» («О сохранении здоровья») и «Да Нань Ян Шэн Лунь» («О трудностях сохранения здоровья»), в которых описывались различные упражнения цигун, используемые для исцеления.
Династия Цзинь (265-420 гг. н.э.)
Важный даосский текст «Хуан Тин лин» («Классика желтого двора») был опубликован во времена династии Цзинь и способствовал тому, что школа мысли Нэй Дань («Внутренний эликсир») стала преобладающей основой для всех занятий цигун. В этом тексте подробно объяснялись ключевые компоненты даосской практики, включая умение собирать внутреннюю энергию, а также регулирование Трех даньтяней.
Гэ Хун (284-364 гг. н.э.), другой известный даосский ученый, врач и алхимик из династии Восточная Цзинь, написал важнейший сборник даосской теории и практики. В своей книге «Баа Пу цзы» («Тот, кто обнимает необработанную глыбу») Гэ Хун подробно описывает методы достижения физического долголетия (использование статических упражнений цигун для развития Цзин и Ци) и духовного бессмертия. Этот текст и по сей день считается одним из самых влиятельных текстов, используемых в развитии практики цигун.
Период Северной и Южной династий (386-588 гг. н.э.)
Тао Хунцзин (456-536 гг. н.э.), известный даосский ученый и врач Южной династии, составил древнюю книгу даосского цигун «Ян Син Ян Мин Лу» («История совершенствования своей природы и долголетия»).
Именно в этот период были составлены знаменитая монография по даосскому цигуну «Хуан Тин Нэйлин» («Классика по культивированию внутренней сущности») и важный справочник по даосскому цигуну «Хуан Хай лин» («Культивирование моря сущности»).
Во времена династии Южная Лян (520-556 гг. н.э.) индийский буддийский монах Да Мо (Бодхидхарма) прибыл в Китай, проповедуя неортодоксальный стиль тантрического буддизма. В 527 году н.э. Да Мо отправился в Шаолиньский храм на горе Сун в провинции Хэнань. Именно в монастыре Шаолинь были созданы знаменитые упражнения цигун для изменения мышц и сухожилий и промывания костного мозга (Ицзинь-цзин).
Династии Суй и Тан (581-907 гг. н.э.)
Ко времени правления династий Суй и Тан, Цигун широко использовался в клинической практике, включая массаж Лао-цзы-ци и различные упражнения по рецепту Цигун. Из-за их эффективности как мощных методов лечения были написаны три классических медицинских документа, описывающих эти древние протоколы цигун. Это были три книги, в которых подробно излагались методы обучения цигун: «Чжу Бинь Юань Хау Лун» («Общий трактат о причинах и симптомах болезней»), «Бэй Ии Цянь линь Яа Фан» («Тысяча рецептов для экстренных случаев») и «Вай Тай Ми Яа» («Врачебные тайны чиновника»).
Самым известным врачом и даосским алхимиком времен династии Тан (618-907 гг. н.э.) был Сунь Сымяо. Плодовитый писатель, клиницист и даосский алхимик, он внес большой вклад в популяризацию китайской медицины и обучения цигун. Хотя считается, что первые акупунктурные карты были созданы во времена династии Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.), Сунь Сымяо приписывают создание первых карт передней, задней и боковой проекций тела. На этих диаграммах двенадцать Основных каналов были изображены пятью элементарными цветами, а Чудесные Сосуды — шестым цветом. Этот анатомический формат до сих пор используется во всех университетах, колледжах и клиниках ТКМ (традиционной китайской медицины) по всему миру.
Сунь Сымяо также принадлежит заслуга внедрения системы пропорциональных измерений (называемой «цунь»), которая позволяет точно определять местоположение точек канала.
В этот же период другой врач по имени Чао Юань Фан включил в свою книгу «Чжу Бин Юань Хоу Лум» («Общий трактат о причинах и симптомах болезней») 250 способов усиления внутреннего и внешнего потока энергии в организме с помощью различных форм цигун.
Династии Сун, Цзинь и Юань (960-136 гг. до н.э.)
Во времена династий Сун, Цзинь и Юань наблюдался всплеск интереса к даосской Нэй Дань (Внутренней алхимии), которая используется как неотъемлемая часть упражнений цигун. Цигун стал обретать более оздоровительную повседневную направленность, переставая быть только «лекарством» и становясь всё больше «профилактикой» и способом «поддержать форму».
Су Ши, (1037-1101 гг. н.э.), известный писатель династии Северная Сун (960-1127 гг. н.э.), с энтузиазмом пропагандировал оздоровительный эффект цигун. Даже сегодня его идеи продолжают оказывать влияние на практику медицинского цигун.
Также в этот период философ династии Северная Сун по имени Чжоу Дуньи (1017-1073 гг. н.э.) и философ династии Южная Сун по имени Чжу Си (1130-1200 гг. н.э.) разработали цигун, основанный на неоконфуцианстве. Эта система цигун пропагандировала теорию медитации «покоя» и изучение Тай Цзи Ту Шуо (Учения о символе Тайцзи).
Среди многих даосских мастеров, чьи работы способствовали популяризации цигун в этот период, был Чжан Бодуань. В его трудах содержались ясные объяснения передовых даосских принципов школы даосизма Цюань Чжэнь (Полная реальность). Среди его трудов наиболее известны «Тайна открытия перевалов», «Трактат о золотом эликсире», состоящий из четырехсот иероглифов, и «Постижение реальности».
Династия Мин и (Манчьжурская) династия Цин (1368-1911)
Во времена династий Мин и Цин цигун широко применялся всеми врачами для лечения заболеваний и поддержания здоровья. В начале правления династии Мин (1368-1644 гг. н.э.) обсуждения эффектов и правильного применения цигун были найдены в двух медицинских учебниках. Один учебник был написан Ван Лу под названием «И Цзин Су Хуэй Цзи» («Воспоминание о классике медицины»), другой — Ван Цзинем под названием «Ван Ми Чжай и Шу Ши Чжун» («Десять медицинских книг Ван Ми Чжая»).
Во времена династии Мин великий врач и мастер цигун Ли Шичжэнь (1518-1593 гг. н.э.) широко сочетал использование цигун со своими клиническими методами лечения.
Во времена династии Цин (1644-1911 гг. н.э.) техники Дао Инь широко упоминались в знаменитом медицинском труде, известном как «Гу Цзинь Шу Цзи Чэн» («Собрание древних и современных книг»), написанном Чэнь Менглеем. Также во времена династии Цин в книге «Чжан Ши и Тонг» («Медицинский опыт Чжана»), составленной известным врачом Чжан Лу, впервые в истории Китая обсуждались отклонения от нормы Ци.
Китайская республика (1912-1949 гг. н.э.)
Во времена материковой Китайской Республики Китай страдал от последствий иностранного вторжения, а также от коррумпированных империалистических держав. Неразбериха и междоусобицы между военачальниками сеяли хаос по всей стране, что привело к остановке развития как цигун, так и китайской медицины в целом.
Китайская Народная Республика (1949 г. н.э. — настоящее время)
В 1953 году Лю Гуйчжэнь составил «Цигун Ляо Фа Ши Цзянь» («Применение цигун в медицинской практике»), и термин «Цигун для здоровья» стал популярным среди китайцев.
В 1955 году в городе Таншань был создан первый цигун-санаторий, который познакомил общественность с цигун-терапией. К 1956 году в Таншане и Бэйдайхэ были организованы семинары по цигун, чтобы подготовить группу профессионалов в области цигун. В результате по всей стране появилось несколько институтов и клиник. Цигун-терапия получила поддержку правительства, и в октябре 1959 года в Бэйдайхэ состоялась Первая Национальная конференция по обмену опытом в области цигун, организованная Министерством здравоохранения Китайской Народной Республики. Участники представляли 64 медицинских колледжа и института из 17 различных провинций.
В 1966-1976 годах, во время Великой пролетарской культурной революции, председатель Мао Цзэдун разогнал Красную гвардию, чтобы обеспечить соблюдение политики «Долой старое, присоединяйся к новому». В тот период китайские боевые искусства и занятия цигун были строго запрещены. Большинство практикующих врачей либо бежали на Тайвань, ушли в «подполье» (отказавшись от какой-либо специальной подготовки или навыков), либо были отправлены в лагеря «перевоспитания» (или попросту были убиты).
Председатель Мао также издал указ, согласно которому все врачи китайской медицины отныне должны изучать западную медицину, а практика китайской медицины была запрещена.
Однако, поскольку во всем Китае насчитывалось менее 30000 квалифицированных западных врачей, китайцы внезапно столкнулись с новой проблемой. Очереди пациентов, ожидающих лечения в различных больницах, растянулись буквально на километры. Врачи, постоянно работающие семь дней в неделю, были совершенно измотаны. Состояние медицинского обслуживания время переросло в серьезный кризис в области здравоохранения.
В это же время один из членов кабинета председателя Мао заболел раком (лейкемией), и его нельзя было вылечить с помощью западных медицинских протоколов. Он узнал о мастере цигун, скрывающемся в Пекине, и обратился к нему за помощью и лечением. Через три месяца член кабинета был полностью исцелен. Он неохотно сообщил о случившемся председателю Мао и о том, что исцеление произошло не с помощью западной медицины, а с помощью цигун-терапии и трав. Отметив нынешний кризис в области здравоохранения, председатель Мао пересмотрел свою политику и ограничения в китайской медицине и инициировал широкое обучение «босоногих врачей» традиционной китайской медицине.
Фактически же, произошло деление на Классическую китайскую медицину (ККМ), опиравшуюся на древние трактаты и рецепты (из которых невозможно выкинуть эзотерическую составляющую) и Традиционную китайскую медицину (ТКМ), отцом которой стал Мао Цзэдун.
В ККМ для постановки диагноза и эффективного лечения требуется помимо визуальной диагностики свериться с натальной картой Ба Цзы и учесть конституциональные энергетические особенности человека (иначе болезнь будет возвращаться, пусть и немного меняя обличья и симптомы, врожденные перекосы можно скомпенсировать, но нельзя убрать насовсем). Это придает системности и обязует шире смотреть на истоки болезни, а также на варианты лечения и последующей (обязательной!) профилактики. И это логично, потому что медицина всегда, изначально, была частью даосизма.
В ТКМ же всё довольно стандартизировано и лечение заключается в следовании протоколам в стиле «болит тут — коли сюда» (что уже гораздо больше похоже на официальную западную аллопатическую медицину). Происходит больше борьба с симптомом в здесь и сейчас, нежели действительно глубокое разбирательство в настоящих причинах и истоках болезни. Также, в ТКМ не затрагивается вопрос «внутренней причины» (эмоциональные потрясения) и причины «не внешняя, не внутренняя» (кармическая). Работа идет по фактически наблюдаемым симптомам.
В 1978 году в Пекине и Шанхае были проведены обширные исследования по цигун с использованием современных научных методов и оборудования.
К 1998 году в Пекине, Нанкине и Гуанчжоу было создано несколько экспериментальных баз для конкретных исследований энергетического потенциала занятий цигун. В то время цигун применялся и изучался в медицине, ядерной физике, промышленности, сельском хозяйстве, инженерном деле и спорте. В каждой из этих областей были достигнуты обнадеживающие результаты. Китайское правительство было крайне обеспокоено будущим развитием медицинского цигун и стремилось продвигать его как жизнеспособный клинический метод.
В 1999 году в изучении цигун произошел внезапный сдвиг в официальном развитии. Из-за политических выходок организации Фалуньгун (оккультная секта, скрывавшаяся под личиной цигун. Реальные сектанты и мракобесы. В России признана экстремистской организацией и запрещена) китайское правительство внезапно прекратило все практики цигун.
Китайское правительство провело массовые задержания среди исследователей и адептов цигун, а также аресты имущества организаций, исследующих цигун (в том числе среди медицинских колледжей, лабораторий и клиник).
Все группы практикующих «старый» цигун были разогнаны. Даже отдельным людям, практиковавшим в различных парках, было приказано распуститься, а их руководители были задержаны для допроса.
По состоянию на 2004 год, только две организации, занимающиеся медицинским цигун, были официально признаны Китайской Народной Республикой и имеют право работать в больницах и клиниках, финансируемых правительством. Этими двумя организациями являются Китайская ассоциация медицинского цигун и Всемирная ассоциация медицинского цигун. Кроме того, большинство врачей из обеих организаций являются официальными членами Всемирного академического общества медицинского цигун.
На сегодняшний день многое из практик старого медицинского цигун не преподается широкой публике и не используется в клиниках. Вместо этого разработаны стандартизированные комплексы цигун («девять классических комплексов»), которые имеют больший уклон в лечебную физкультуру (стали даже проводиться соревнования по цигун!!!). Духовный аспект цигун таким образом оказался под фактическим запретом.
В принципе, в России, стараниями отдельных всем известных одиозных личностей, мы движемся в том же направлении (за духовное направление у нас уже есть ответственные, конкуренты им не нужны). Поэтому изучайте, пока не запретили.