История У-И (Wu-Yi) — врачей-шаманов Древнего Китая

Древнекитайские шаманы и врачи

Всякая терапия (причем, психотерапия не является исключением) где угодно в мире без вариантов выросла из самой древней проторелигии — шаманизма. Я с этим плотно играл в Нейрошаманизме. А потом обнаружил, что переизобретаю даосизм :) Отчасти поэтому мы с тобой здесь.

Древние корни китайской энергетической медицины берут свое начало в мистической области древнекитайского шаманизма. Шаманы в Китае были известны как У-И (это два звука «У» и «И»), и, как и положено в древних обществах, пользовались большим уважением. С У-И консультировались по поводу медицинских заболеваний, проблем в отношениях, духовной дисгармонии, различных оккультных практик и прочей экзистенциальной маеты.

У-И считали, что рождение, существование, трансформация и смерть всего во Вселенной происходят под влиянием энергетических преобразований Ци. Основная философская и духовная основа всей традиционной китайской медицины обязана своим существованием даосизму (который плоть от плоти шаманизм как он есть в любом уголке мира, просто с китайской спецификой).

Согласно древнекитайским верованиям, основателем эзотерического шаманского даосизма (или магического даосизма) был не Лао-цзы (чье первоначальное имя было Ли Эр), хранитель архивов при дворе Чжоу, а Желтый император (Хуан Ди), который, как считалось, жил в Китае еще в 3000 году до нашей эры.

Многим древним историкам было известно, что магические даосские практики Желтого императора Шэньгун и Цигун были настолько выдающимися по результатам, что стали легендарными еще при его жизни.

На момент рождения Лао-цзы (в государстве Чу) во времена династии Цинь (221-206 гг. до н.э.) правящий император Цинь Шихуанди уже был ярым приверженцем даосской шаманской магии. Ко времени рождения Лао-цзы большая часть древних энергетических практик была объединена в одно учение.

Китайский иероглиф «У» переводится как «маг» или «чародей».

В Древнем Китае существовало два иероглифа, обозначавших У, один использовался для обозначения мужчин, а другой — для женщин. Это с одной стороны указывает на разделение ролей по признаку пола. А с другой стороны является ярким проявлением того, что мистическая философия «даосской теории всего» действительно пронизывала всё китайское общество.

Женщины-шаманы

Женщина У (Си): До 1000 года до н.э. большинство «У» были преимущественно женского пола. Идеограмма состоит из иероглифа «Гун» (работа), окруженного двумя иероглифами «Жэнь» (мужчина или персона). Верхний горизонтальный штрих также может быть переведен как «вверху» или «Небеса», в то время как нижний горизонтальный штрих может быть переведен как «внизу» или «Земля». Таким образом, полный перевод можно объяснить как «работа по соединению энергетической мощи невидимых духов на Небесах и на Земле».

Древний китайский иероглиф «Женщина-шаман»

Женщинам У было предписано ежегодно, в определенное время, совершать обряд экзорцизма, используя при этом особые благовония для омовения своих тел. Во время засухи жрицы У (представляющие Инь, или женский аспект Вселенского порядка, к которому относятся облака и дождь) исполняли танцы или возносили особые молитвы у алтарей во время жертвоприношения во имя дождя. Во времена стихийных бедствий женщина У обращалась к небесным бессмертным с песнопениями и причитаниями, выражая горе и бедствие народа.

Кроме того, всякий раз, когда супруга императора наносила визит соболезнования пострадавшему народу, женщина У шла впереди нее в сопровождении женщин-«Цзянь» (заклинательниц, также известных как императорские провидицы, придворные ведьмы императрицы).

Мужчины-шаманы

Мужчина У: иероглиф У мужского рода включал дополнительный иероглиф «Цзянь» (означающий «видеть») в правой части иероглифа и изображал ясновидящего, «видящего», «визионера», «предсказателя». В Древнем Китае мужчина-жрец олицетворял Ян, или мужской аспект Вселенского порядка, к которому относится источник света, ясности и сияния.

Древний китайский иероглиф «Мужчина-шаман»

В обязанности мужчины У входило обращать свое внимание на жертвоприношения и приглашать духовных бессмертных, призывая и собирая их с шести (!!!) сторон света перед алтарем. Зимой (когда на Земле господствуют духовные сущности) мужчины У отвечали за очищение и изгнание зла из императорских залов. Весной мужчины У отвечали за призыв небесных бессмертных для процветания сельского хозяйства, отвращения демонов и зла, а также изгнания болезней.

Кроме того, всякий раз, когда император наносил визит соболезнования пострадавшему народу, мужчина У шел перед ним вместе с мужчиной-«Цзянь» (заклинателями, также известными как императорские провидцы, ведьмаки императора). Только во времена династии Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н.э.) термин «У Цзянь» стал использоваться для обозначения объединенных метафизических функций как У, так и Цзянь.

Медицинские доктора

Во времена поздней династии Чжоу (1028-221 гг. до н.э.) иероглиф «И» (медицинский доктор, врач) иногда использовался или заменял «У» (маг или колдун) для обозначения конкретных клинических применений. В то время древнекитайский иероглиф, обозначающий медицинского доктора (И), первоначально использовал символ «У» в качестве нижней идеограммы. Позже нижняя иероглифическая надпись была заменена символом «Тиу», который переводится как «бутылка вина» и обозначает применение трав в медицинских целях.

Китайский иероглиф, обозначающий доктора медицины (И), состоит из трех частей. Иероглиф в верхнем левом углу переводится как «лечить болезни» и изображает коробку или колчан со стрелами. Некоторые историки предполагают, что колчан, полный стрел, использовался для древнего вида малой хирургии или иглоукалывания; другие предполагают, что стрелы олицетворяли определенные духовные силы и использовались для изгнания злых влияний, а также для лечения болезней.

В правом верхнем углу иероглифа изображено птичье крыло, а ниже — изображение правой руки, поднятой как бы «для того, чтобы держать» или «схватить что-то». Вместе всё это отображает стул или стол и что-то, что держат в правой руке для быстрого выполнения действий. Нижняя иероглифическая надпись «Тиу» переводится как «бутылка вина». Некоторые историки предполагают, что вино использовалось в качестве растительного лекарственного средства для обезболивания пациента перед лечением или для стерилизации раны (а может для всего разом).

Древний китайский иероглиф «Доктор»

Считалось, что древние колдуны и врачи (известные как У-И) обладали особой магической силой. Они полагались на свою способность развивать фундаментальные энергетические силы природы для исцеления. Само собой всё это загущалось паутиной дворцовых интриг, повышенной секретности и магии во всех аспектах древней культуры Китая.

Контролируя и используя энергию Ци, врач-шаман У-И мог общаться с энергетическими силами сверхъестественных существ. Можно было вступать в контакт с невидимыми духами, изгонять демонов и лечить различные болезни. Сообщалось, что эти древние мастера сверхъестественной энергии могли летать в небе, путешествовать под землей, разговаривать с животными, инициировать танец силы для вызова духовных сущностей, управлять силой стихий, обладать обширными знаниями о травах и преуспеть во многих других искусствах целительства. Словом, были шаманами во всех смыслах, какими их наделяло древнее общество.

Чтобы установить контроль над природной Ци и стать посредником между своими пациентами-людьми и сверхъестественным миром, врачи У-И использовали магические песнопения и заклинания, травяные смеси, испускание Ци и Шэнь, массаж, точечную стимуляцию, различные сложные ритуалы, танцы и исцеляющие молитвы. Эти древние врачи также использовали силу произнесенного слова в сочетании с сильным воображением, визуализацией и мощной аффирмацией для того, чтобы творить свои магические врачевания.

При лечении пациентов, чтобы диагностировать первопричину заболевания, врачи У-И могли совершать путешествие в энергетический духовный мир с помощью молитвы и движения.

Одним из министров Желтого императора (основателя китайской медицины) был врач У-И по имени Чжу Ю. Чжу Ю практиковал древнюю форму испускания Ци в сочетании со священной молитвой во время лечения своих пациентов. Этот метод лечения был настолько эффективен, что в классическом трактате Желтого императора по внутренним болезням утверждается, что в древние времена большинство болезней лечили по методике Чжу Ю. Практикующие этот метод были известны как профессиональные «молитвенные целители» и когда-то были широко распространены по всему древнему Китаю. Во времена династии Шан (1600 — 1028 гг. до н.э.) врачи У-И приобрели известность, занимая высокие социальные посты оракулов, мудрецов и судей (вертикальное доминирование в племени).

Записи оракулов, начертанные на панцирях черепах и костях быков, объясняли, как древние цари и императоры династии Шан взывали к силе Небес перед тем, как отправиться в путешествие, на охоту, удариться в строительные проекты, пойти на царские похороны и на войну. Кости-оракулы проводили четкое различие между «Духами Небес», которые управляют погодой, «Духами Земли», которые управляют природой, и «Бессмертными духами» или «Демонами» загробной жизни, которые управляют болезнями и страданиями человечества.

Свидетельства из записей оракулов повествуют о том, что эти могущественные колдуны У-И оказывали влияние на царей и императоров, которые сами неохотно следовали какой-либо военной стратегии без совета этих могущественных духовных наставников. Поскольку императоры были известны как «Сыны Неба», а врачи У-И были постоянными посланниками между таинственными царствами Неба и Земли, врачи У-И обладали огромной социальной и политической властью.

Многие фундаментальные представления о происхождении и лечении болезней в традиционной китайской медицине основаны на духовных знаниях, полученных врачами У-И. Что самое удивительное — безупречная логика этих, казалось бы, оторванных от современной цивилизации теорий, крайне эффективно работает до сих пор.

Обязанности докторов У-И

Во времена династии Чжоу (1028-221 гг. до н.э.) особые обязанности врачей У-И были подробно расписаны, и любое невыполнение порученного задания часто каралось смертью.

Шесть основных обязанностей доктора У-И были следующими:

  1. вызывание благих духов и изгнание злых духов
  2. духовные путешествия и толкование снов
  3. чтение предзнаменований
  4. заклинание дождя
  5. исцеление
  6. небесное гадание.

1. Вызывание благих духов и изгнание злых духов

Этот энергетический навык требовал от доктора У-И либо пригласить духовных божеств и бессмертных в царство смертных, чтобы попросить у них знаний, либо попросить их временно остаться в качестве защитников. Кроме того, иногда от доктора У-И требовали изгнать злых духов. Древние китайцы верили, что духов можно вызывать, контролировать и отправлять на выполнение заданий. Или, при необходимости (если невозможно его подчинить), дух может быть изгнан квалифицированным специалистом, роль которого исполнял У-И.

Вызывание духовных Божеств и Бессмертных духов

Доктор У-И совершал либо эвокацию (воскрешение), либо инвокацию (непосредственно вызов), либо некромантию (оживление духа умершего), чтобы установить связь с миром духов.

  • Эвокация — это умение вызывать духовную сущность с другого плана существования, заставляя ее проявляться в виде видимой сущности либо на энергетическом, либо на физическом плане. Когда духовные сущности были вызваны, они представали перед доктором У-И (никогда не находясь в его теле! То есть не вызывая трансового состояния «одержимости духом»), где за ними можно было наблюдать и с ними можно было общаться. Духовные сущности, вызванные во время эвокации, не были мертвы, но существовали в других духовных измерениях. Таким образом эвокация — это гипнотический транс по мужскому типу («транс охотника»).
  • Инвокация — это когда добрая духовная сущность вселяется в тело и говорит через доктора У-И. Власть и престиж У-И в значительной степени зависели от количества духов, которых он или она могли добровольно воплотить и контролировать в своем теле. Иногда это достигалось с помощью магических песен, заклинаний, танцев, игры на барабанах и психоделических трав и грибов.
    Специальные танцы для общения с духами обычно исполнялись перед вхождением в транс, чтобы позволить духовной сущности войти в тело доктора У-И. Иногда, когда У-И находился в состоянии транса, использовалось гадание на песке, цветах или пепле. Таким образом инвокация — это гипнотический транс по женскому типу («транс одержимости»).
  • Некромантия — это умение вызывать духов умерших для раскрытия событий прошлого, настоящего и будущего.

Устранение злых духов

Для устранения духовных сущностей иногда требовалось использование мощных заклинаний (мантр), ручных печатей (мудр), талисманов и других магических приспособлений. «Святая вода», огонь, благовония и «Зеркала багуа» (зеркало — любимый атрибут шаманов всех культур и народов) использовались для борьбы с разрушительными духовными силами. Иногда после того, как злого духа связывали, его переносили в пещеру и содержали там. Затем пещеру запечатывали, а у входа в нее чертили «талисман сдерживания».

2. Духовные путешествия и толкование снов

Этот энергетический навык требовал от доктора У-И выхода за пределы своего обычного сознательного восприятия и органов чувств, чтобы наблюдать духовный мир Инь и общаться с ним. В древние времена это было известно как обладание «глазами Инь». Люди, обладавшие «глазами Инь», могли видеть духов умерших и разговаривать с ними. Иногда доктору У-И приходилось проводить «возвращение души», чтобы восстановить жизненную силу или душевные качества, которые были повреждены, утеряны, украдены или иным образом оказались в ловушке в Мире Духов.

  • Доктор У-И должен был совершать духовные путешествия в небесные сферы космоса и общаться с божествами и бессмертными, обитающими в созвездиях. В других случаях путешествие доктора У-И в духовный мир требовало от него спуститься под землю и проникнуть в подземный мир, чтобы спасти души умерших, похищенные злыми духами. Совершались особые обряды, чтобы освободить похищенные души от негативных влияний, которые заманили их в ловушку, а также поддержать и провести через «Небесные врата жизни».
  • В Древнем Китае сны считались носителями предзнаменований, а даосский шаман-врач считался «мастером сновидений», который мог не только интерпретировать эти подсознательные послания (сродни фрейдистско-юнгианской психологии), но и мог путешествовать в мир сновидений (осознанные сновидения), чтобы общаться с царством духов. Когда врач У-И консультировался с черепаховым панцирем по поводу определенного сна, его нужно было истолковать первым делом утром или к следующему вечеру (после захода солнца гадание выходило за рамки ритуалов).
    Древние китайцы также понимали принцип антитетического (обратного) толкования сновидений, при котором истинное значение сновидения человека иногда прямо противоположно тому, что обычно предполагают образы. Считалось, что «жизнь во сне переворачивает жизнь наяву».
Схема шаманского танца. Вертикальный ряд шагов означает Небо, горизонтальный ряд — Земля, а спираль шагов — это «жизнь человека между Небом и Землей»

3. Чтение предзнаменований

Этот энергетический навык требовал от доктора У-И умения наблюдать и интерпретировать изменения, происходящие на Земле (Фэн-Шуй), и предсказывать, будет ли развитие событий благоприятным или разрушительным. Древние китайцы верили, что по предзнаменованиям можно определить судьбу человека.

Предзнаменования считались значимыми, потому что они были специально созданы для человека «Высшими силами», а также потому, что всё в космосе (У-Цзи, энергетическая природа Неба, Земли и Человека) находилось под влиянием Дао. Считалось также, что духи общаются с помощью знаков и символов, встречающихся в повседневной жизни.

Предсказания осуществлялись через изучения чайных листьев и костей оракула (нагревание панциря черепахи или бычьей лопатки), а также через изучение небесных изменений, образования облаков, погодных условий, звуков воды и снов.

Предсказание — это то, что служит знаком будущих событий. Это умение предсказывать благоприятные события или предзнаменования и интерпретировать эти энергетические паттерны в контексте человеческой судьбы. Предсказание — это древнейшая практика, которая позволяет наблюдать определенный энергетический паттерн в определенный момент времени, раскрывая глубинную природу Вселенной и ее явный замысел.

Умение читать предзнаменования заложило основу для гадания в Древнем Китае, тем самым пробудив интерес к изучению И-Цзин (Книги перемен). Наиболее распространенные вопросы, требующие от врачей У-И умения читать предзнаменования, касались жертвоприношений, войны, охоты, путешествий и будущих погодных условий.

Гадание на панцире черепахи: Панцири черепахи широко использовались в качестве инструментов для гадания. Считалось, что черепаха — это животное, предназначенное для предсказаний, способное выступать в роли оракула. Верхняя часть панциря черепахи круглая, символизирующая Небеса; нижняя часть панциря черепахи квадратная и плоская, символизирующая Землю. Вместе обе части панциря черепахи представляют микрокосм жизни в целом. Панцири черепахи нагревались до тех пор, пока не трескались. Затем врачи У-И интерпретировали каждую из трещин в соответствии с триграммами, записанными в «И-Цзин».

Древние китайцы использовали четыре основных типа гадания для предсказания будущих событий. Они включали изучение движения или образов, возникающих в энергетических проявлениях Воздуха, Земли, Воды и Огня, описанных таким порядком:

  • Геомантия (изучение земли): Этот вид гадания раскрывает будущее в соответствии с движением или образами, создаваемыми посредством земли. Это исследование включает внезапные изменения, происходящие в почве, дрожащие звуки, вздутие и подъем грунта, трещины, оползни, ямы и другие внезапно возникающие впечатления. Землетрясения обычно предвещали надвигающееся кровопролитие, гибель урожая, голод, чуму и другие бедствия, в зависимости от типов разрушенных зданий и других обстоятельств (перемещение конструкций гробниц и т.д.).
  • Аэромантия (изучение ветров): Этот вид гадания раскрывает будущее в соответствии с движением или образами, создаваемыми воздухом и ветром. Это исследование включает внезапные изменения, происходящие в направлениях ветра, тумана и облачных образований. Облака считались очень значимыми, когда они появлялись вблизи солнца или Луны или в форме ореолов. Также были отмечены разрывающиеся облака, облака, демонстрирующие построение армий, плотные облака, которые закрывают небо, не проливая ни капли дождя, а также особые видения, создаваемые в тумане и облаках. Отдельное внимание уделялось образованию, движению и цветам тумана и росы, появляющихся на восходе и закате солнца. Некоторые виды росы считались очень благоприятными и иногда назывались «сладкой росой», «небесным вином» или «медвяной росой», потому что они всегда символизировали роскошный рост и изобилие. Считалось, что радуга подобна ветру, состоит как из Ян, так и из Инь, и является отличным средством для исследования воли Дао. Их цвета и время появления тщательно изучались. Например, радуга в виде ведерка всегда считалась неблагоприятным предзнаменованием.
  • Гидромантия (изучение воды): Этот вид гадания раскрывает будущее вещей в соответствии с движением или образами, возникающими в воде. Это исследование включает в себя внезапные изменения, происходящие в направлении течения воды, приливы и отливы, подъемы и спады, цвета и специфические видения. Если, например, ручей или колодец внезапно пересыхал или менял цвет воды (особенно если она становилась красной, как кровь, или настолько зловонной, что погибала рыба), это считалось дурным предзнаменованием. Однако, если вода внезапно становилась прозрачной и чистейшей, это считалось благоприятным предзнаменованием. Кроме того, штормы и тайфуны, а также обильные осадки, которые уничтожали урожай и вызывали наводнения, считались дурными предзнаменованиями.
  • Пиромантия (изучение огня): Этот тип гадания раскрывает будущее в соответствии с движением или образами, возникающими в огне. Это исследование включает в себя внезапные изменения, происходящие в направлении огня или его дыма, особые звуки, цвета, движения или узоры, возникающие в огне или из его пепла, и особые видения, возникающие в пламени.

4. Вызывание дождя (шире — заклинание погоды)

Этот энергетический навык требовал от доктора У-И умения призывать основополагающие силы Вселенной и управлять ими. Управляя древними силами Багуа, доктор У-И мог призывать и контролировать четыре силы Неба: облака, туман и дождь, огонь (молнию) и гром; и четыре силы Земли: почву, горы, воду и ветер.

Одной из важных сил, необходимых для обеспечения выживания царства, была способность вызывать дождь, предотвращая засуху и голод. Древние китайцы верили, что облака и туман плавают между Небом и Землей и являются испарениями Дао (вспоминаем определение Ци и древний иероглиф «три»). Поэтому они считали, что облака, туман и роса содержат «сущность изначального пара Дао», и стремились соединиться с Дао, чтобы вызвать или сотворить дождь.

Существовало два подхода к вызыванию дождя:

  • В первом подходе призвались непосредственно «стихии» облаков и дождя. Очень могущественный доктор У-И мог вызвать гром, дождь или даже снег и создать дождевые облака на ясном небе. Менее могущественному врачу У-И приходилось вызывать (приманивать) существующие облака и дождь из близлежащего района.
  • При втором подходе врач У-И обращался к духовному божеству или бессмертному духу, прося и «убеждая» небесные силы послать дождь.

5. Целительство

Этот энергетический навык требовался врачу У-И для лечения болезней. Исцеление было разделено на три основных подхода: исцеление физического тела, исцеление ментального и эмоционального тела и исцеление духовного тела.

  • Исцеление физического тела: Этот энергетический навык требовал от доктора У-И использования различных видов фитотерапии (лечения травами, грибами, сборами, специями, специальными биоактивными добавками животного происхождения), медицинского цигун, иглоукалывания, массажа и диетологии (индивидуального подбора продуктов, способ приготовления, время их приема). Траволечение выделялось особо. Для доктора У-И травы ассоциировались с определенными стихийными энергиями и духовной природой. Свойства элементарных энергий трав и их духовная природа усваивались при употреблении настоев в виде чая, супов или вин; употреблении трав в сыром или приготовленном виде; или при сжигании их и вдыхании дыма.
  • Исцеление ментального и эмоционального тела: Этот энергетический навык требовал от врача У-И использования навыков эмоционального консультирования, обычно основанных на системе духовных убеждений пациента.
  • Исцеление духовного тела: Этот энергетический навык требовал от врача У-И использования различных видов ритуалов, чтобы получить доступ к духовному состоянию пациента. Древние китайцы верили, что иногда болезнь является результатом вторжения в тело злых духов. В некоторых случаях недоброжелателями нанимались черные колдуны и ведьмы, которые причиняли людям вред, вызывая болезни. Для борьбы с такими неэтичными энергетическими практиками врачи У-И использовали мощные заклинания, ручные печати (мудры) и талисманы (большей частью из камней). Считается также, что фрагментам костей оракула иногда придавали форму игл и использовали для проведения иглоукалывания для лечения одержимости демонами путем стимуляции тринадцати «призрачных точек» (в настоящее время используемых в клиниках иглоукалывания для лечения психических заболеваний).

6. «Чтение небес»

Этот энергетический навык требовал от доктора У-И наблюдения и расшифровки изменений на Небесах. Врач У-И обладал способностью предсказывать ход событий и то, были ли они благоприятными или разрушительными (астрология предсказания), или предсказывать течение болезни (астрология диагностики). Древние китайцы верили, что мир и процветание заключаются в следовании «Воле Небес» (Дао) и что явления, происходящие в небесном макрокосме, имеют параллели в микрокосме Человека.

Официальное наблюдение за природой было законодательной обязанностью в Древнем Китае. Записи, собранные во времена династии Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.) и упомянутые в «Каноне истории», подразделяют небесные гадания на три основные категории: гадания по небу, гадания по солнцу и луне и гадания по звездам и планетам. Эти три типа небесных предсказаний описаны следующим образом.

  • Гадания по небу: Чтобы получать послания неба, доктор У-И изучал странные или внезапные изменения, происходящие в небе, такие как изменение цвета неба, потоки света цвета крови, голоса, разносящиеся по ветру или воздуху, гром и молнии. Гром всегда считался благоприятным явлением, если только он не сопровождался дождем. Молния (называемая «небесным огнем») считалась инструментом Дао и, как считалось, поражала демонов, злых людей и другие объекты. У-И верили, что град образуется при столкновении Ян и Инь; поэтому град считался дурным предзнаменованием. Предсказания о том, что град принесет несчастье, различались в зависимости от времени года, в которое он выпал.
  • Предсказания по Солнцу и Луне: Чтобы получать послания от Солнца и Луны, доктора У-И изучали энергетические изменения, происходящие во время затмений, появление странных или внезапных пятен или выпуклостей на Солнце или Луне, особые цвета ореолов или кругов вокруг Луны, и странные цвета, окружающие эти иллюминации.
  • Предсказания по звездам и планетам: Чтобы получать послания от звезд и планет, доктора У-И изучали изменения в аспектах и яркости звезд и планет, их соединения с Солнцем и Луной, их положение на небе во время затмения и круги вокруг звезд. Также важны были тонкие вибрации, такие как музыкальные мелодии и другие звуки, которые, как считалось, испускаются звездами и планетами, движением комет по созвездиям, падением звезд и метеорными дождями.

Эволюция китайской медицины

По мере того как китайская цивилизация продолжала расширяться, теории и практика медицины становились всё более совершенными и формализованными. Подтвержденные теории и постулаты стали фиксироваться в письменных источниках.

Основная структура китайской медицины была организована таким образом, чтобы отражать энергетическую гармонию и взаимодействия между энергиями Неба, Земли и Человека.

Эта эволюция преобразовала искусство врачевания, разработанное врачами У-И, в различные интеллектуальные науки и ремесленные навыки. То есть стало происходить ровно то, что произошло с любой другой человеческой цивилизацией во всех уголках планеты — дальнейшее разделение ролей. Это во времена Аристотеля можно было освоить все существовавшие науки. Но потом каждая наука стала накапливать такой объем данных, что потребовалась специализация. Это позже сыграет злую шутку с западной наукой, но в Китае более проницательно отнеслись к этому вопросу, «приземлив» любую специализацию на общие базовые принципы, которые возникли из У-Изма.

Поэтому врачи У-И, которых больше не считали примитивными магами-чародеями, утвердились в новом научном мире как алхимики, астрономы, химики, врачи-терапевты, фармацевты, консультанты, инженеры, математики и т.д.

Эволюция древнекитайского шаманизма

Цигун Императорских медицинских колледжей

На протяжении всей истории медицины Китая терапевтические категории и специальности были разделены на отдельные подразделения или медицинские факультеты, также известные как «классы мастерства».

Ниже приводится краткий обзор семи основных изменений, произошедших на различных медицинских факультетах Императорских колледжей Китая:

1. Династия Чжоу (1028-221 гг. до н.э.): первая императорская династия, которая организовала клиническую медицину в отдельные подразделения или медицинские департаменты.

2. Династия Северная Вэй периода Шести династий (386-533 г. н.э.). В Императорских медицинских колледжах четыре отделения:
— Внутренная и наружная медицина (хирургия, травматология, дерматология и антисептические методы);
— Иглоукалывание и прижигание;
— Массаж и манипулирование тканями;
— Демонология (по-сути, психотерапии).

3. Династия Тан (618-907 гг. н.э.). В Императорских медицинских колледжах четыре отделения:
— Медицина (травы и диета);
— Иглоукалывание и прижигание;
— Массаж и манипуляции с тканями;
— Заклинания (психотерапия).

4. Династия Сун (960-1279 гг. н.э.). В Императорских медицинских колледжах уже девять отделений:
— Внутренних болезней;
— Боевых ранений;
— Офтальмология;
— Педиатрия;
— Акушерства и «болезни Ветра» (включая инсульт);
— Переломы, абсцессы и язвы;
— Заболевания полости рта, зубов и горла;
— Иглоукалывание и прижигание;
— Письменные заклинания.

5. Династия Юань (1279-1368 гг. н.э.): В Императорских медицинских колледжах стало уже тринадцать отделений:
— Внутренних болезней;
— Боевых ранений;
— Ортопедия и вправление костей;
— Офтальмология;
— Педиатрия;
— Акушерство;
— «Болезни Ветра» (включая инсульт);
— Болезни полости рта и зубов;
— Болезни носа и горла;
— Различные заболевания;
— Иглоукалывание и прижигание,
— Молитвы и молебны,
— Заклинания.

6. Династия Мин (1368-1644 гг. н.э.). В Императорских медицинских колледжах тринадцать отделений:
— Внутренних болезней;
— Боевых ранений;
— Ортопедия и вправление костей;
— Карбункулы и язвы;
— Офтальмология;
— Педиатрия и гинекология;
— Акушерство;
— Лихорадочные заболевания;
— Заболевания полости рта и зубов;
— Заболевания носа и горла;
— Массаж и манипуляция тканями;
— Иглоукалывание и прижигание;
— Молитвы и молебны.

7. Династия Цин (1644-1911 гг. н.э.). В Императорских медицинских колледжах девять отделений:
— Внутренних болезней;
— Ортопедия и вправление костей;
— Язвы и абсцессы;
— Офтальмология;
— Педиатрия;
— Гинекология;
— Лихорадочные заболевания;
— Заболевания полости рта, зубов и горла;
— Иглоукалывание и прижигание.

8. Китайская Народная Республика (1949 г. н.э. — настоящее время): Медицинские колледжи в настоящее время разделены на два основных направления, каждое из которых содержит несколько факультетов: Западной медицины и Традиционной китайской медицины.

Кратко их можно описать следующим образом:

  1. Западная медицина: эта система медицины включает в себя несколько разделов, включая внутренние болезни; ортопедию; онкологию; офтальмологию; акушерство; педиатрию; гинекологию; неврологию, гериатрию и т.д.
  2. Традиционная китайская медицина: эта система медицины включает в себя четыре основных направления:
    • Иглоукалывание (включая, собственно, иглоукалывание, банки, кровопускание, прижигание/прогревание моксой и лечение магнитами);
    • Траволечение и диетология (включая обучение правильному питанию; чаи и супы; настойки и вина; масла, бальзамы и мази; компрессы, порошки и пилюли);
    • Массаж (включая выскабливание скребком, манипуляции с тканями, травматологию, вправление костей, висцеральные манипуляции, точечный массаж энергоканалов и точек на них);
    • Лечебная цигун-терапия (включая испускание Ци, предписанные упражнения и медитации, цигун-массаж, звуковую терапию и терапию невидимыми иглами).
Рейтинг
( 5 оценок, среднее 5 из 5 )
Василий Смирнов/ автор статьи

Один из немногих последних свободных философов