Содержание
Что это такое и зачем?
- У соционики, как и у любой модели, есть границы применимости. Это всегда лишь типология восприятия и переработки информации сознанием человека, но ни в коем случае не весь человек и даже не вся его личность. Человек, личность — это гораздо более ёмкие понятия, не сводимые к одному лишь информационному метаболизму.
- Главная роль соционики — дать понимание того факта, что все люди очень разные и моменты взаимного непонимания, конфликтов и недоразумений чаще всего обусловлены только различиями в их способах восприятия и обработки информации. И тогда оказывается, что существует «любовь с первого взгляда» и «любовь до гроба», и становятся понятными мотивы измен, предательства, плохого отношения в детстве, недопониманий в коллективе и многое другое, с чем обычно пытается справляться психология, но не может этого сделать до конца!
- Это вынуждает подходить творчески к общению с другими людьми и искать способы выдачи информации на языке, понятном вашему собеседнику. Ради этого группа Аушры и вела свои исследования. Этим Соционика в корне отличается от MBTI Майерс-Бриггс.
- Моделирование отношений исходит из структурного описания («фигуры на функциях»). Все ТИМ «продают» 2ф про 3ф, а «покупают» через 4ф для 1ф. Поэтому всегда смотрим, какую продукцию «производят» (2ф+3ф) и «потребляют» (1ф+4ф) рассматриваемые социотипы.
- Одни и те же элементы информационного метаболизма у разных социотипов оказываются на разных функциях, вследствие чего, например, область страхов одного может оказаться в сфере творческой активности другого, что может вызывать сильное напряжение в межличностных отношениях. И это напряжение бессознательное, его невозможно будет убрать никакими психологическими проработками, практиками, аскезами, тренингами, ритуалами, молитвами и т.д.
- Соционика не просто постулирует, почему мы разные. Соционика показывает, в каком именно месте и почему мы разные и насколько. В MBTI этого просто нет!
- Каждый ТИМ живет в своем психологическом пространстве, в своем информационном пузыре. На рациональном уровне может с чем-то соглашаться, но на практике бессознательно игнорировать что-то. И наоборот. И даже если вывести это на уровень сознания, то усилием воли зачастую с бессознательной реакцией ничего поделать просто нельзя.
- Информационные пространства разных социотипов и их квадр могут настолько отличаться друг от друга, что один ТИМ незаметно для себя может “давить” другой ТИМ, разрушать его пространство, а потом удивляться “неадекватной” ответной реакции. «Ну чо началось то, нормально же сидели! Ты что, обиделась?».
- Всего существует 14 типов отношений. 1 тип отношений — симметричные интратипные (обмен в пределах одного социотипа). 11 типов отношений — симметричные интертипные (взаимный обмен, дуплексная связь). 2 типа отношений — асимметричные интертипные (односторонние, симплексная связь, транзистор-полупроводник).
Интерактивная таблица интертипных отношений в соционике (вариант 1)
Таблица отношений между социотипами (вариант 2)
Типы отношений
Какие отношения для чего хороши
- Тождественные — Ученичество. Совместные проекты (работа, бизнес, отдых и т.п.). Партнерство. Длительное комфортное времяпрепровождение. Близкие отношения, семья.
- Дуальные (Дополняющие) — Воспитание. Совместные проекты (работа, бизнес, отдых и т.п.). Партнерство. Длительное комфортное времяпрепровождение. Близкие отношения, семья.
- Активация — любовь и влюбленность, страсть, секс, совместные мероприятия, быстрорастущий бизнес, активный и экстремальный отдых. Близкие отношения, семья.
- Полудуальные (Неполное дополнение) — коучинг, наставничество, инструкторство, менторинг, исправление ошибок. Близкие отношения, семья.
- Зеркальные — шлифовка деталей, качественная и дотошная обратная связь, объективная критика, помощь, инструкторство, наставничество, тренерство. Близкие отношения, семья.
- Родственные — хороший отдых, как скоротечный так и длительный, походы как в баню, так и в горы, застолья, корпоративы и т.п. Мягкий взгляд со стороны, мягкая критика по делу, объективная обратная связь. Близкие отношения, семья.
- Деловые — ведение бизнеса, совместной работы с четким разделением обязанностей и ролей.
- Миражные — мимолетная интрига, поверхностное общение без серьезного продолжения.
- Суперэго — менторство, «волшебный пинок», жесткая критика, острый взгляд со стороны.
- Нейтрализация (Полная противоположность) — скоротечные мероприятия «на одну ночь», кратковременный пассивный взаимный отдых, интересное общение без долговременных последствий и обязательств.
- Квазитождество — расширение кругозора, мимолетное знакомство, несерьезное поверхностное развлекательное общение.
- Конфликтные — обострение противоречий в терапии, бизнесе, социальных аспектах, «раскачивание лодки».
- Социальный заказ — в роли Заказчика: уничтожение, развал, давление, слом.
- Социальная ревизия (контроль) — в роли Ревизора: надзор за исполнением, контрольно-ревизионные функции, дезорганизация работы на местах (при постоянном присутствии).
Источники конфликтов в отношениях
- Конфликты, обусловленные типологией (аспектами функционирования психики, «фигурами на функциях»).
- Конфликты, обусловленные несовпадением “карт” реальности (убеждений, воспитания, принятой общественной морали, законов места пребывания и т.д.).
- Конфликты, обусловленные столкновением групповых/классовых интересов и производственных/деловых отношений.
- Интертипные отношения — это не более чем фон, на котором разворачивается конкретная социальная ситуация!