Содержание
Что это такое и зачем?
- У соционики, как и у любой модели, есть границы применимости. Это всегда лишь типология восприятия и переработки информации сознанием человека, но ни в коем случае не весь человек и даже не вся его личность. Человек, личность — это гораздо более ёмкие понятия, не сводимые к одному лишь информационному метаболизму.
- Главная роль соционики — дать понимание того факта, что все люди очень разные и моменты взаимного непонимания, конфликтов и недоразумений чаще всего обусловлены только различиями в их способах восприятия и обработки информации. И тогда оказывается, что существует «любовь с первого взгляда» и «любовь до гроба», и становятся понятными мотивы измен, предательства, плохого отношения в детстве, недопониманий в коллективе и многое другое, с чем обычно пытается справляться психология, но не может этого сделать до конца!
- Это вынуждает подходить творчески к общению с другими людьми и искать способы выдачи информации на языке, понятном вашему собеседнику. Ради этого группа Аушры и вела свои исследования. Этим Соционика в корне отличается от MBTI Майерс-Бриггс.
- Моделирование отношений исходит из структурного описания («фигуры на функциях»). Все ТИМ «продают» 2ф про 3ф, а «покупают» через 4ф для 1ф. Поэтому всегда смотрим, какую продукцию «производят» (2ф+3ф) и «потребляют» (1ф+4ф) рассматриваемые социотипы.
- Одни и те же элементы информационного метаболизма у разных социотипов оказываются на разных функциях, вследствие чего, например, область страхов одного может оказаться в сфере творческой активности другого, что может вызывать сильное напряжение в межличностных отношениях. И это напряжение бессознательное, его невозможно будет убрать никакими психологическими проработками, практиками, аскезами, тренингами, ритуалами, молитвами и т.д.
- Соционика не просто постулирует, почему мы разные. Соционика показывает, в каком именно месте и почему мы разные и насколько. В MBTI этого просто нет!
- Каждый ТИМ живет в своем психологическом пространстве, в своем информационном пузыре. На рациональном уровне может с чем-то соглашаться, но на практике бессознательно игнорировать что-то. И наоборот. И даже если вывести это на уровень сознания, то усилием воли зачастую с бессознательной реакцией ничего поделать просто нельзя.
- Информационные пространства разных социотипов и их квадр могут настолько отличаться друг от друга, что один ТИМ незаметно для себя может “давить” другой ТИМ, разрушать его пространство, а потом удивляться “неадекватной” ответной реакции. «Ну чо началось то, нормально же сидели! Ты что, обиделась?».
- Всего существует 14 типов отношений. 1 тип отношений — симметричные интратипные (обмен в пределах одного социотипа). 11 типов отношений — симметричные интертипные (взаимный обмен, дуплексная связь). 2 типа отношений — асимметричные интертипные (односторонние, симплексная связь, транзистор-полупроводник).
Интерактивная таблица интертипных отношений в соционике (вариант 1)
Таблица отношений между социотипами (вариант 2)
Тождественные | Дуальные | Активация | Полудуальные | Зеркальные | Родственные | Деловые | Миражные | Суперэго | Нейтрализация | Квазитождество | Конфликтные | Заказчик -> Подзаказный | Ревизор -> Подревизный |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дон Кихот ![]() Дон Кихот ![]() | Дон Кихот ![]() Дюма ![]() | Дон Кихот ![]() Гюго ![]() | Дон Кихот ![]() Габен ![]() | Дон Кихот ![]() Робеспьер ![]() | Дон Кихот ![]() Гексли ![]() | Дон Кихот ![]() Жуков ![]() | Дон Кихот ![]() Есенин ![]() | Дон Кихот ![]() Наполеон ![]() | Дон Кихот ![]() Бальзак ![]() | Дон Кихот ![]() Джек Лондон ![]() | Дон Кихот ![]() Драйзер ![]() | Дон Кихот ![]() Гамлет ![]() | Дон Кихот ![]() Максим Горький ![]() |
Дюма ![]() Дюма ![]() | Робеспьер ![]() Гюго ![]() | Дюма ![]() Робеспьер ![]() | Дюма ![]() Гексли ![]() | Дюма ![]() Гюго ![]() | Дюма ![]() Габен ![]() | Дюма ![]() Есенин ![]() | Дюма ![]() Жуков ![]() | Дюма ![]() Бальзак ![]() | Дюма ![]() Наполеон ![]() | Дюма ![]() Драйзер ![]() | Дюма ![]() Джек Лондон ![]() | Дюма ![]() Максим Горький ![]() | Дюма ![]() Гамлет ![]() |
Гюго ![]() Гюго ![]() | Максим Горький ![]() Гамлет ![]() | Гамлет ![]() Жуков ![]() | Гюго ![]() Максим Горький ![]() | Гамлет ![]() Есенин ![]() | Гюго ![]() Гамлет ![]() | Гюго ![]() Штирлиц ![]() | Гюго ![]() Достоевский ![]() | Гюго ![]() Джек Лондон ![]() | Гюго ![]() Драйзер ![]() | Гюго ![]() Наполеон ![]() | Гюго ![]() Бальзак ![]() | Гюго ![]() Гексли ![]() | Гюго ![]() Габен ![]() |
Робеспьер ![]() Робеспьер ![]() | Жуков ![]() Есенин ![]() | Максим Горький ![]() Есенин ![]() | Робеспьер ![]() Гамлет ![]() | Максим Горький ![]() Жуков ![]() | Робеспьер ![]() Максим Горький ![]() | Робеспьер ![]() Достоевский ![]() | Робеспьер ![]() Штирлиц ![]() | Робеспьер ![]() Драйзер ![]() | Робеспьер ![]() Джек Лондон ![]() | Робеспьер ![]() Бальзак ![]() | Робеспьер ![]() Наполеон ![]() | Робеспьер ![]() Габен ![]() | Робеспьер ![]() Гексли ![]() |
Максим Горький ![]() Максим Горький ![]() | Наполеон ![]() Бальзак ![]() | Наполеон ![]() Джек Лондон ![]() | Жуков ![]() Бальзак ![]() | Наполеон ![]() Драйзер ![]() | Жуков ![]() Наполеон ![]() | Гамлет ![]() Джек Лондон ![]() | Гамлет ![]() Драйзер ![]() | Гамлет ![]() Штирлиц ![]() | Гамлет ![]() Достоевский ![]() | Гамлет ![]() Гексли ![]() | Гамлет ![]() Габен ![]() | Гамлет ![]() Наполеон ![]() | Гамлет ![]() Бальзак ![]() |
Гамлет ![]() Гамлет ![]() | Джек Лондон ![]() Драйзер ![]() | Бальзак ![]() Драйзер ![]() | Есенин ![]() Наполеон ![]() | Бальзак ![]() Джек Лондон ![]() | Есенин ![]() Бальзак ![]() | Максим Горький ![]() Драйзер ![]() | Максим Горький ![]() Джек Лондон ![]() | Максим Горький ![]() Достоевский ![]() | Максим Горький ![]() Штирлиц ![]() | Максим Горький ![]() Габен ![]() | Максим Горький ![]() Гексли ![]() | Максим Горький ![]() Бальзак ![]() | Максим Горький ![]() Наполеон ![]() |
Жуков ![]() Жуков ![]() | Штирлиц ![]() Достоевский ![]() | Штирлиц ![]() Гексли ![]() | Джек Лондон ![]() Достоевский ![]() | Штирлиц ![]() Габен ![]() | Джек Лондон ![]() Штирлиц ![]() | Наполеон ![]() Гексли ![]() | Наполеон ![]() Габен ![]() | Жуков ![]() Гексли ![]() | Жуков ![]() Габен ![]() | Жуков ![]() Штирлиц ![]() | Жуков ![]() Достоевский ![]() | Жуков ![]() Гюго ![]() | Жуков ![]() Робеспьер ![]() |
Есенин ![]() Есенин ![]() | Гексли ![]() Габен ![]() | Достоевский ![]() Габен ![]() | Драйзер ![]() Штирлиц ![]() | Достоевский ![]() Гексли ![]() | Достоевский ![]() Драйзер ![]() | Бальзак ![]() Габен ![]() | Бальзак ![]() Гексли ![]() | Есенин ![]() Габен ![]() | Есенин ![]() Гексли ![]() | Есенин ![]() Достоевский ![]() | Есенин ![]() Штирлиц ![]() | Есенин ![]() Робеспьер ![]() | Есенин ![]() Гюго ![]() |
Наполеон ![]() Наполеон ![]() | Наполеон ![]() Штирлиц ![]() | Наполеон ![]() Достоевский ![]() | |||||||||||
Бальзак ![]() Бальзак ![]() | Бальзак ![]() Достоевский ![]() | Бальзак ![]() Штирлиц ![]() | |||||||||||
Драйзер ![]() Драйзер ![]() | Джек Лондон ![]() Жуков ![]() | Джек Лондон ![]() Есенин ![]() | |||||||||||
Джек Лондон ![]() Джек Лондон ![]() | Драйзер ![]() Есенин ![]() | Драйзер ![]() Жуков ![]() | |||||||||||
Штирлиц ![]() Штирлиц ![]() | Штирлиц ![]() Дон Кихот | Штирлиц ![]() Дюма ![]() | |||||||||||
Достоевский ![]() Достоевский ![]() | Достоевский ![]() Дюма ![]() | Достоевский ![]() Дон Кихот | |||||||||||
Гексли ![]() Гексли ![]() | Гексли ![]() Джек Лондон ![]() | Гексли ![]() Драйзер ![]() | |||||||||||
Габен ![]() Габен ![]() | Габен ![]() Драйзер ![]() | Габен ![]() Джек Лондон ![]() |
Типы отношений
Тип отношений | Описание | Суть | Точка взаимопонимания | Точка напряжения и проблем | Точка конфликтов |
---|---|---|---|---|---|
Тождественные | Очень хороши для передачи информации: люди одного ТИМ одинаково видят мир, живут в одном информационном пространстве, одинаково его воспринимают и описывают его одним языком | “Кого ты хочешь обмануть, я тебя насквозь вижу!” и при этом "Я чувствую и понимаю тебя даже без слов, можешь просто кивнуть или покачать головой" | Очень хорошее взаимопонимание: требуется меньше слов и жестов. Тождественный ТИМ - лучший учитель (не путать с воспитателем) | Тождество отражает мои недостатки в других таких же ТИМ, а это жутко раздражает. В качестве защиты недовольство переносится на партнера (якобы это он виноват). | Если у меня на что-то нет энергии, у него тоже ее нет. Тут возникают упреки в отсутствии поддержки. |
Дуальные (Дополняющие) | Слабые функции одного находятся в зоне действия сильных функций другого. Получается естественная обоюдная суггестия, автоматическое удовлетворение требований от мира. Все что нужно - быть естественным, не притворяться | "Я могу тобой управлять так, что ты даже не заметишь!" и при этом "У тебя есть то, что нужно мне. У меня есть то, что нужно тебе" | Дуальный ТИМ - лучший воспитатель (не путать с учителем). Дополняющий может показать, как действовать в сложных ситуациях. С одной стороны защищает слабые функции партнера, с другой дает программы, с помощью которых можно быть успешным в своих слабых функциях | Со временем развивается зависимость настолько, что люди друг без друга не могут, потому что отдали на аутсорс свои слабые функции на основе полного (слепого) доверия. Понимают друг друга без слов | Огромный простор для взаимных манипуляций. Если дуал “свой” - можешь делать что хочешь. Если дуал “чужой” - вспышка “как ты смеешь мной манипулировать?!”. Возможны упреки “зачем ты усложняешь ситуацию?” (это когда 1ф и 2ф одного сталкивается с 3ф и 4ф другого) |
Активация | Отношения “взаимной торговли”. “Я произвожу - он покупает, он производит, покупаю я” | “У меня есть то, что надо тебе, а у тебя есть то, что надо мне. Давай меняться!” | Возникает эффект эйфории, опьянения друг другом, люди забывают о реальности и каких-то существующих аргументах (в любовных отношениях это называется словом “слепая страсть”, “животный инстинкт”) | Отношения выливаются в неконтролируемую взаимо-обоюдную прибавку энергии (он дал мне, у меня плюс, на плюсе я выработал ему, он получил плюс и с еще большим плюсом дал мне…) | Активация может идти не только в плюс, но и в минус. В итоге слепая страсть может закрутиться в обратную сторону и стать неконтролируемой слепой яростью доходящей до взаимного уничтожения, где никто не желает и не может остановиться |
Полудуальные (Неполное дополнение) | 1ф и 4ф функции дополняются, 2ф и 3ф вывернуты наизнанку (творческая функция одного находится в зоне нормативов другого) | Смотри, мы могли бы сделать вот так, но ты не даешь мне столько, чтобы я мог развернуться в полную мощь. Ты мне недодаешь! | Неплохие отношения, главная точка различия - один аристократ (есть люди выше и ниже по вертикали, есть свой круг и чужой), а второй демократ (все равны, все братья и друзья без возраста и социального статуса) | Один другому не дает развернуться, при этом один другому показывает комфортные решения проблем | Обоюдные обвинения в нарушении стереотипов общения (как ты смеешь называть дедушку на “ты”?) |
Зеркальные | Творческая функция (2ф) одного ТИМ находится в зоне первой функции (1ф) другого | “Человек наш, но зануда! Зачем постоянно прояснять, что и так ясно?” | Я еще только подумал, а ты уже делаешь! | ТИМ 2ф начинает копаться и улучшать что-то в 1ф второго ТИМ, что вызывает раздражение и непонимание “Куда полез, и так всё нормально! Ну нормально же сидели! Чего ты докопался то?” | Явных зон конфликта нет кроме того, что оба друг друга считают занудами (Один “Надо!”, второй “Да знаю я, что надо, ну что ты заладил!”) - потому что всегда кажется, что произносятся очевидные вещи, возникает ощущение, что зачем это всё, всё же и так ясно! Чего воду в ступе толочь? |
Родственные | Творческая функция (2ф) одного находится в зоне решения проблем другого (-3ф), при этом 1ф и 4ф совпадают | “Мне интересно, как ты решаешь проблемы, при этом придерживаясь наших общих принципов. Я могу у тебя научиться и это увеличивает мою эффективность и защищенность” | Хорошо вместе отдыхать (1ф и 4ф совпадают) | Тяжело вместе работать (2ф отличаются), разные взгляды и подходы к решению проблем | Бывает трудно общаться между собой, всегда присутствует момент некоторой официальности, не получается расслабиться на 100% |
Деловые | Совпадают творческие функции (2ф), но ценности (1ф) совершенно разные | "С тобой работать хорошо, а отдыхать невозможно!" | В этих отношениях люди хорошо воспринимают информацию, но воспринимают (и используют потом) для разных целей | Несмотря на общее понимание информации, проблемы решаются кардинально по-разному (исходя из 1ф) | “Для тебя это хорошо, но я этого боюсь. То, чего я хочу, ты игнорируешь” |
Миражные | Самые загадочные отношения: у каждого в паре есть свой придуманный “образ”, который общается с придуманным “образом” другого. 1ф одного находится в -1ф другого (полный, тотальный игнор ценностей). То есть инфопространства не пересекаются вообще! | "Я тебя услышал, но потом выяснилось, что не понял! Нам надо поговорить и передоговориться!" | Возникает полная иллюзия взаимного понимания, но потом оказывается, что каждый (!!) понял неправильно и сделал кривые выводы. Когда разговаривают, вроде понимают друг друга. Как только разошлись, каждый понял по-своему и не понял собеседника (даже не услышал!). | Постоянная неверная оценка мотивов поведения каждой из сторон, конфликты “будто-то бы” на ровном месте. Ведет к взаимным подозрениям в хитрожопости и каком-то тайном умысле | Каждый термин, каждое слово, каждую номинализацию нужно прояснять, иначе обязательно будет понято неправильно! Всё важное общение в таких отношениях нужно вести письменно либо при свидетелях (других ТИМах, не являющихся миражными)! |
Суперэго | Творческая функция (2ф) одного находится в зоне решения проблем (-3ф) другого. А принцип существования (1ф) находится в зоне страхов (-4ф). Зона оценки (3ф) находится в зоне “не надо” (-2ф). И зона желаний (4ф) находится в зоне игнорирования (-1ф) | "Спасибо за подсказку, но делать дальше буду я сам!" | Один показывает другому способ решения проблем, при этом оба боятся ценностей друг друга (и в принципе друг друга), а также идет взаимное обесценивание достижений | Получается взаимное бессознательное лишение энергии (особенно по 3ф и 4ф), но при этом уважение за то, что один другому показывает способы решения проблем (“однако, спасибо, дальше мы сами”) | Три (!!!) точки конфликта: страх, обесценивание, игнорирование |
Нейтрализация (Полная противоположность) | Все функции одного являются минус-функциями другого. Всё вывернуто наизнанку: что одному в плюс, другому строго в минус | "Того, что я хочу - ты боишься. То, что у меня хорошо - у тебя плохо. То, что мне надо, тебе не надо!" | При этом это же и отношения максимального притяжения (как два полюса магнита): “какое-то новое пространство, которое я совсем не чувствую!”, “человек глубоко разбирается в вещах, которые я совсем не понимаю!” | Интересно общаться на расстоянии, но трудно близко взаимодействовать | Это притяжение огня и мотылька. Может возникнуть семья, партнерство, бизнес, коллектив… а потом постоянные взаимные конфликты! |
Квазитождество | Трудно увидеть, чем живет человек, творческие функции (2ф) не видны и непонятны | “Человек ты интересный, но близко с тобой сойтись очень трудно!” | Взаимопонимание отсутствует. Есть лишь иллюзия понимания, которая на практике оборачивается непониманием. | Ведет к постоянным недопониманиям, чем занимается другой, тяжело договориться о какой-то совместной деятельности | “То, что я делаю, ты не понимаешь! Как так можно жить?” |
Конфликтные | Отношения, в которых творческая (2ф) функция одного ТИМ находится в зоне страхов (-4ф) другого. А то что, на что направлено внимание (3ф) находится в зоне игнорирования (-1ф). И желания (4ф) находится в зоне “не надо” (-2ф) | “То, что ты делаешь, меня пугает! Прекрати” и “То, что ты сделал, я не замечаю!” | Ограничение “пугающимся” ТИМом бессознательное, инстинктивное, он действительно пугается, ему кажется, что тот что-то вот-вот натворит! А то, что уже сделано и принесло хороший результат, игнорируется. И то, что он хочет, неприемлемо. | Ограничиваемый “пугающий” ТИМ испытывает бессознательное возмущение и угнетение “Мне подрезают крылья! Меня зажимают и душат!” | Три (!!!) точки конфликта: угнетение любых действий (2ф), игнорирование важного для другого (3ф), игнорирование желаемого другим (4ф) |
Социальный заказ | Подзаказный, получая импульс от Заказчика, усиливает его. А Заказчик импульс Подзаказного или не слышит вообще или значительно преуменьшает. “Полупроводник”. | “Я тобой манипулирую, но ты мне не нужен! Ты - кукла!” | То, что делает Подзаказный (2ф), игнорируется Заказчиком (-1ф). При этом 2ф Заказчика находится в 4ф Подзаказного - открытая суггестия мимо всех барьеров. | Один бессознательно воспринимает другого как более значимого (все время хочется отчитаться, оценка очень значима) и при этом пытается его оттолкнуть. Очень большое утекание энергии у Подзаказного и отсутствует расход энергии у Заказчика | Навязывание Подзаказному социальных нормативов. Подзаказный старается "сбежать" из этих отношений. |
Социальная ревизия (контроль) | 2ф Подревизного находится в -4ф Ревизора. Первоначальная реакция на действия всегда отрицательная, хотя позже может стать другой. А 3ф Подревизного находится в -1ф Ревизора - обвинения в эгоизме и невнимательности. И наконец, 3ф Ревизора находится в 4ф Подревизного. На сладкое: 2ф Ревизора находится в 1ф Подревизного (постоянная попытка переделки личности). | “Я твои проблемы не игнорирую, а ты мои игнорируешь!” и при этом "Что бы ты ни сделал, ты всё делаешь не так!" | Ревизор - это человек, перед которым Подревизный постоянно бесконтрольно отчитывается, хотя его об этом не просят. | У подревизного постоянное бессознательное “Я что-то делаю не так” - источник постоянной тревоги. | Если Ревизор и Подревизный в одном помещении, Подревизному тяжело сконцентрироваться и осознанно что-то делать, он часто становится несамостоятельным. |
Какие отношения для чего хороши
- Тождественные — Ученичество. Совместные проекты (работа, бизнес, отдых и т.п.). Партнерство. Длительное комфортное времяпрепровождение. Близкие отношения, семья.
- Дуальные (Дополняющие) — Воспитание. Совместные проекты (работа, бизнес, отдых и т.п.). Партнерство. Длительное комфортное времяпрепровождение. Близкие отношения, семья.
- Активация — любовь и влюбленность, страсть, секс, совместные мероприятия, быстрорастущий бизнес, активный и экстремальный отдых. Близкие отношения, семья.
- Полудуальные (Неполное дополнение) — коучинг, наставничество, инструкторство, менторинг, исправление ошибок. Близкие отношения, семья.
- Зеркальные — шлифовка деталей, качественная и дотошная обратная связь, объективная критика, помощь, инструкторство, наставничество, тренерство. Близкие отношения, семья.
- Родственные — хороший отдых, как скоротечный так и длительный, походы как в баню, так и в горы, застолья, корпоративы и т.п. Мягкий взгляд со стороны, мягкая критика по делу, объективная обратная связь. Близкие отношения, семья.
- Деловые — ведение бизнеса, совместной работы с четким разделением обязанностей и ролей.
- Миражные — мимолетная интрига, поверхностное общение без серьезного продолжения.
- Суперэго — менторство, «волшебный пинок», жесткая критика, острый взгляд со стороны.
- Нейтрализация (Полная противоположность) — скоротечные мероприятия «на одну ночь», кратковременный пассивный взаимный отдых, интересное общение без долговременных последствий и обязательств.
- Квазитождество — расширение кругозора, мимолетное знакомство, несерьезное поверхностное развлекательное общение.
- Конфликтные — обострение противоречий в терапии, бизнесе, социальных аспектах, «раскачивание лодки».
- Социальный заказ — в роли Заказчика: уничтожение, развал, давление, слом.
- Социальная ревизия (контроль) — в роли Ревизора: надзор за исполнением, контрольно-ревизионные функции, дезорганизация работы на местах (при постоянном присутствии).
Источники конфликтов в отношениях
- Конфликты, обусловленные типологией (аспектами функционирования психики, «фигурами на функциях»).
- Конфликты, обусловленные несовпадением “карт” реальности (убеждений, воспитания, принятой общественной морали, законов места пребывания и т.д.).
- Конфликты, обусловленные столкновением групповых/классовых интересов и производственных/деловых отношений.
- Интертипные отношения — это не более чем фон, на котором разворачивается конкретная социальная ситуация!