Тип был назван Аушрой Аугустинавичюте в честь французского писателя Александра Дюма-отца, но по версии некоторых социоников Дюма-старший был в реальности представителем другого социотипа.
Функции и аспекты психики
В MBTI
За аббревиатурой ISFP (Adventurer, Авантюрист) скрываются следующие функции:
- I — Introverted — Интровертированный
- O — Observant — Наблюдательный (Сенсорный)
- F — Feeling — Ощущающий (Чувствующий)
- P — Prospecting — Процессёр
Определенную путаницу с псевдонимом персонажа вносит устоявшийся русскоязычный перевод (или ярлык) «Посредник», в то время как в MBTI Посредником (Mediator) называют тип личности INFP (Есенин). Хотя, как видим, в оригинале Дюма — это Adventurer, то есть Авантюрист. Что больше соответствует его характеристике, как мы узнаем далее. Также, для описания этого социотипа иногда используется псевдоним «Артист», что вносит путаницу уже с типом ENFJ (Гамлет).
Основные черты ISFP:
- Гибкий и адаптивный, допускает различные мнения и образы жизни.
- Испытывает трудности с долгосрочным планированием, но ценит свободу и независимость.
- Живет настоящим, обращает внимание на красоту жизни, обладает сильным жизнелюбием.
Плюсы и сильные стороны ISFP:
Обаяние: ISFP-личности (Исследователи) расслаблены и дружелюбны, их «живи и давай жить другим» подход делает их популярными.
- Чувствительность и эмпатия: Легко понимает эмоции других, помогает создавать гармонию и избегать конфликтов.
- Доброта и поддержка: Обладает врожденной добротой и справедливостью, что помогает создавать поддерживающую атмосферу.
- Воображение: Использует креативность для создания идей, которые находят отклик у людей.
- Страстность: Несмотря на скромность, глубоко переживает и могут полностью погружаться в интересные дела.
Минусы и слабые стороны ISFP:
- Нелюбовь к структуре: Свобода выражения для него приоритет, жесткие правила вызывают дискомфорт.
- Непредсказуемость: Избегает долгосрочных планов, что может создавать проблемы в отношениях и финансах.
- Подверженность стрессу: Живет настоящим моментом, но под давлением может закрываться и терять креативность.
- Сложности с техническими задачами: Не любят решать механические или технические проблемы, предпочитая наблюдение.
- Колебания самооценки: Сильные стороны этого типа трудно измерить, что приводит к сомнениям в своих способностях.
Взаимодействие с другими:
- Глубокоэмоциональный, но скрывает свою чувствительность.
- Предпочитает слушать, а не выражать чувства. Сосредоточен на партнере или собеседнике, не диктуя настроение.
- Не любит давление и критику, предпочитает спонтанные моменты и сюрпризы.
- Завоевать его доверие очень сложно. При этом он легко подстраивается под друзей.
Путь самовоспитания ISFP:
- Проблемы с долгосрочным планированием, пенсией и карьерным ростом — больше самодисциплины!
- Почаще переводить фокус внимания на практические вопросы, планирование карьеры и личностный рост.
- Подружиться со временем, расписанием и распорядком. Обуздать свои пороки. Понять свою мотивацию и взглянуть в лицо своим страхам.
В соционике
Модель Ю (Карл Юнг)
Сенсорно-этический интроверт (СЭИ, иррационал — преобладание сенсорики):
- Интровертированная сенсорика — программная функция — Человек живет ради того, чтобы испытать удовольствие и наслаждение от комфорта окружающего мира.
- Экстравертированные эмоции — реализация программы — Но всё это имеет смысл только тогда, когда окружающие люди разделят радость этого ощущения вместе с ним.
Модель А (Аушра Аугистинавичюте)
- Что получается лучше всего. Базовая функция – БС (Сенсорика ощущений). Это мягкие, обаятельные люди. Ценят комфорт, уют, хорошо ощущают свое и чужое состояние здоровья. У них врожденное чувство элегантности. Могут хорошо оценить качество продуктов и объяснить, чем оно устраивает либо не устраивает их. Заботливы и внимательны к людям, очень считаются с их удобствами. Умеют отдыхать, ценят удовольствия и житейские радости. Если дело им нравится и будет хорошо оплачено, делают его качественно, со вкусом и душой (главное не давить сроками). Стараются при любых обстоятельствах не терять чувства меры. Многое умеют делать своими руками. Дюма умеет понять запросы своего тела. Они четко ощущают, когда хотят есть, когда пить, когда нужно поспать, а когда отдохнуть. Различают множество вкусов в еде, гурманы, любят хорошую кухню, часто хорошо готовят. Отслеживают, здоровы ли их близкие и они сами. Готовы подсказать друзьям и родственникам, что делать по вопросам здоровья, как лечиться. Предпочитают комфортную одежду, ткани, приятные к телу, в которых кожа дышит. Любят ощущать вещи – трогают их, вертят в руках, стараются запомнить физические свойства предмета. Любят обнимать близких людей, держать их за руку, ощущать их присутствие.
- Что помогает в жизни. Творческая функция – ЧЭ (Этика эмоций). Часто бывают душой общества, любят музыку, веселые компании, ценят житейские радости. СЭИ признанные миротворцы и медиаторы. Дипломатичны, хорошо чувствуют настроения окружающих людей. Способны поддерживать приятный эмоциональный фон в компании. Умеют повеселить гостей, заставить улыбнуться грустного человека, утешить того, кому это необходимо. Прекрасно видят эмоции людей и понимают, как нужно себя вести с каждым из своих близких. Очень любят неформальное общение, посиделки со вкусной едой и позитивными разговорами, могут хорошо и остроумно шутить. Когда рядом с ними происходит ссора, стараются сгладить неприятности, помирить обе стороны, чтобы люди могли и дальше излучать положительные эмоции. Стараются не заводить себе врагов и недоброжелателей. Обожают слухи и сплетни (а зачастую сами их порождают и распространяют).
- Что хочется продемонстрировать. Ролевая функция — БИ (интуиция времени). В непривычной обстановке СЭИ стараются планировать свои действия, не допускать суеты, неразберихи. Однако долгосрочные прогнозы им не всегда удаются. Очень не любят спешащих людей, считают, что они срывают удовольствие и себе, и другим. Любят жить неторопливо, но со вкусом. С радостью потратят свое время на друзей, даже если у них много работы. Не отличаются повышенной пунктуальностью, а также не любят, когда его торопят. Чтобы Дюма все сделал вовремя, его нужно ненавязчиво подталкивать.
- Что является самыми слабым местом. Болевая функция – ЧЛ (Деловая логика). СЭИ стараются придерживаться разработанных технологий и вряд ли будут изобретать новые. Нуждаются в тактичной помощи по вопросу «что делать?». Не любят заставлять других что-то делать, лучше все сделают сами (только надо «встать с дивана», а это целый подвиг). Им с трудом дается напряженная деловая активность, трудно долгое время быть подвижными, динамичными. Если работа мало их интересует, не обещает никакой выгоды, могут не проявлять активности или даже саботировать. Не любят преувеличений, нуждаются в фактах и доказательствах. Стараются лишний раз не беспокоить начальство. Им трудно проявлять настойчивость, отстаивать интересы дела. Не всегда понимают, как нужно организовать процесс, чтобы достигнуть конкретного результата. Часто не уверены в качестве своей работы, переживают, что подведут начальство и коллег (и если с коллегами удается уладить разногласия, то начальство зачастую не спускает такого подхода к работе). С трудом и болью в сердце уходят с «насиженного» места, меняют работу. Могут считать себя плохими работниками, не уверены в своих профессиональных способностях. Дюма, не знающий соционики, может сильно комплексовать по поводу своих неудач в деловом плане.
- Что нравится в других. Суггестивная функция – ЧИ (Интуиция возможностей). СЭИ доверчивы, не уверены в будущем, в своих возможностях, любят читать фантастику. С удовольствием откликаются на новые идеи, любят получать новую информацию, «что-нибудь новенькое». Часто полагают, что многое могут сделать, хотя это и не всегда возможно. Любят неординарные решения проблем. Спокойно реагируют на чудаков и странных людей, заботятся о них, как о маленьких детях. Считают, что гораздо лучше быть странным, чем одним из толпы.
- Чему хочется научиться. Активационная, референтная функция – БЛ (Структурная логика). Будучи хорошо обученными, могут профессионально работать с компьютером, расчетами, таблицами и т.п. Однако, в сложных ситуациях, связанных с законами, формальностями, систематизацией и организацией новых фактов, СЭИ нуждаются в помощи и поддержке. Хороший подарок для СЭИ – рассказывающий о новых возможностях. Это может быть компьютер, или книга научной фантастики, или философская книга, предлагающая общую теорию бытия. СЭИ любят умных людей, умеющих находить выходы из сложных ситуаций и ценят авторитетных профессионалов-экспертов. Очень не любят хаотичную информацию. Если Дюма чётко объяснить, что от него нужно, а также нарисовать схему действий, то он с радостью начнет работу и скорее всего выполнит ее лучшим образом.
- Что тяготит и напрягает. Ограничительная функция – ЧС (Силовая сенсорика). Дюма – это не тот человек, который позволит на себе «ездить» и пользоваться своей добротой. Если все хорошо, то этот человек дружелюбный и приятный в общении, но если что-то не так, то он может дать серьезный отпор (на словах, до дел часто не доходит). Но если давление продолжается, то ответное противоборство — не самая сильная сторона Дюма. Совершение решительных значимых поступков — тоже не свойственная для него стратегия. В ситуациях непонятного и/или длящегося конфликта СЭИ уходит с линии огня и занимает выжидательно-наблюдательную позицию. За словом в карман не лезет, но силовой «наезд» стерпит и утрется.
- Что отслеживается неосознанно. Фоновая, реализующая функция – БЭ (Этика отношений). СЭИ легко строят отношения с людьми, при этом не открывая душу первому встречному. Хорошо чувствуют, когда можно пустить в ход свое обаяние. Не любят «резких движений» (если только это не эпатаж, чтобы впечатлить). Дипломатичны, хорошо умеют уговорить кого-либо на нужное или выгодное дело. Могут отлично наладить комфорт в близком окружении. С людьми приветливы, внимательны и участливы. Не критикуют сами и не любят, когда при них критикуют других людей (хотя с удовольствием передают чужую критику и сплетни, чем по-сути критикуют через «третье лицо»). В коллективе занимают позицию «золотой середины». Способны мягко пристраиваться к собеседнику. Не видят смысла в пустой суете и напрасной трате сил. В повседневных, бытовых ситуациях стремятся к ровным, приятным отношениям с людьми, выносливы, терпеливы и терпимы.
Модель К (Игорь Калинаускас и Григорий Рейнин)
Плюсовые функции:
Минусовые функции:
Зоны воздействия Дюма на социум | ||
1ф: "Хорошо". Принцип существования личности. Удовольствие. Мотив деятельности | ![]() | Субъектная сенсорика (белый круг). Дюма может подробно рассказывать про свои ощущения и болезни. Сам знает что у него и где (и как ему с этим) и чужих мнений на этот счет не слушает. Врачу он сам назначит как его лечить. Обязательно должен как-то себя чувствовать (и желательно разнообразно, по ВАКОГ). “Если этого нет, то и меня нет. Я чувствую, значит существую”. Обилие ощущений свидетельствует о том, что он жив. |
2ф: "Надо". Зона творчества. Радость признания деятельности | ![]() | Объектная этика (черный каблук). Внешние отношения, отношения людей между собой, друг с другом и к нему. Дюма любит риск в отношениях. Общителен и в курсе сплетен (кто, что, где, с кем и т.д.). Свободно манипулирует информацией в сфере отношений (слухи, сплетни, стравливания, примирения). Умеет не попадать в социальные ловушки, которые сам создает для других. “Товар” Дюма - интрига, формирование информации об отношениях. Умеет говорить, полемизировать, общаться с аудиторией, заговаривать зубы, договариваться. Интересуется способами мышления, системами понимания (гороскопы и т.д.), объяснениями, логикой. |
3ф: "Я хороший или плохой?". Зона самооценки и проблем. Место наименьшего сопротивления | ![]() | Субъектная логика (белый квадрат). В книгах, написанных этим типом, колоссальное количество ссылок - это защита себя, вывод из под удара, потому что “это не я написал, это было сказано таким то авторитетом”. Дюма осторожничает при обращении с интеллектуальными объектами. Ссылка на авторитета в теме более значима, чем собственное понимание. В собственной логике до конца никогда не уверен. Зачастую вся система аргументации “а в книге такой-то написано такое-то”. Атака на 3ф: “Читали ли вы такую-то работу?” - это обвинение в возможной некомпетентности, в непонимании. Защита: “Да, читал. Там ерунда!” (хотя не читал и не видел). Вариант защиты: “я спец по пуговицам, пальто - не мой участок”. Или: “да я ваще дурак, ничего не понимаю совсем”. Поэтому если что-то у Дюма вызывает интерес, этот интерес будет тайным, непубличным. |
4ф: "Хочу". Принцип оценки места, мнительность | ![]() | Объектная интуиция (черный треугольник) - целостность внешней ситуации. “Хочу, чтобы мир был гармоничен, чтобы все было известно и предсказуемо от начала и до конца. Чтобы все шло по рельсам, по плану, от одной цели к другой”. С учетом лени (1ф) часто уводит в размеренное бытие и недостижение ВСЕХ целей. Если Дюма поместить в понятное расписание, в четкий распорядок на длительный отрезок времени - из Дюма можно лепить что угодно. Если же нарушать распорядок - будет сильнейший стресс. Неожиданные события (особенно не просчитанные Дюма) выбивают из колеи и Дюма впадает в ступор (причем, часто, в буквальном смысле замереть на месте и отключиться от мира). Поэтому часто Дюма заранее продумывает массу вариантов, “готовится” и в типовых ситуациях действует лучше всех. Трудно вырваться из расписания. |
Зоны воздействия социума на Дюма | ||
-1ф: "Плохо". Зона игнорирования. Минус-ценности | ![]() | Объектная сенсорика (черный круг). Игнорирует свои поступки, свой внешний вид (носки с дырками? Ну и что?). Часто бывает немодно или небрежно одет. Может подвести в ответственный момент и не совершить поступок. Ленив. Из-за этого часто приукрашивает свои поступки, выставляя (чувствуя!) себя героем. Действия крадут энергию. |
-2ф: "Не надо". Зона нормативов | ![]() | Субъектная этика (белый каблук). Собственное отношение Дюма старается прямо не высказывать. Должны догадаться. Поэтому прикрывается культурой, вежливостью. Ему легче говорить об обстоятельствах (была пробка, опаздывал), чем о своих эмоциях (боялся опоздать, опозориться). Дюма выстраивает свое отношение к человеку по ряду формальных критериев. Часто бывает снобом. |
-3ф: "Как?". Зона решения проблем. | ![]() | Объектная логика (черный квадрат). Проблема - понять? Значит решение - знать! Если что-то непонятно, нужно разобраться, прочитать инструкцию, а еще лучше - получить консультацию авторитетного специалиста (см. 2ф). При этом у Дюма в контактах телефона - только лучшие специалисты в самых разных сферах (со многими приятельствует). При этом может сам залезть под капот своей машины (если точно знает как). |
-4ф: "Не хочу", "Боюсь". Зона страхов. | ![]() | Субъектная интуиция (белый треугольник). Страх познать самого себя, погрузиться в себя. Самоанализ - очень энергозатратное действие для Дюма. Три варианта: погрузился слегка, а кажется что до предела; погрузился не в себя, а в мысли; это не Дюма ![]() |
Описание и характеристики типа личности (социотипа)
По Стратиевской
Вера Израилевна описывает какого-то воображаемого идеального Дюма (что для неё обычно не свойственно). Поэтому её описание мы тактично пропускаем, чтобы не вводить читателя этого материала в заблуждение. Автор сайта VasilySmirnov.ru имеет наглость заявлять такое на тех основаниях, что много лет наблюдал за поведением одного выдающегося Дюма — своего отца.
По Гуленко
Дюма (СЭИ, ISFP) всегда дружелюбный и приятный в общении. Очень считается со своими удобствами и комфортом других. По отношению к своим близким внимателен и заботлив. В коллективе занимает позицию «золотой середины». Любит красивые вещи и домашнюю обстановку.
Эмоционален и внутренне чуток. Стремится развеселить окружающих шутками, намеками, розыгрышами. Умеет договариваться с людьми в неформальной обстановке. В споры и выяснения отношений не вмешивается, так как со всеми хочет быть в мире.
Скрывает от людей свои проблемы. Демонстрирует бодрость и оптимизм. Всё делает в удобном для себя темпе. Не станет давать обещания, если не уверен в их выполнении (или будет, но потом виртуозно выкрутится — прим. Василия). Опасается навязчивых людей, отбирающих время (но только если это не его друзья — прим. Василия).
Продуктивно может работать только для себя и людей, в которых заинтересован. В остальных случаях никогда не переутруждается. Сильных физических нагрузок избегает. Его работоспособность зависит от настроения. Уклоняется от необходимой, но скучной работы.
По признакам дихотомии Рейнина
- Квадровые: альфа-квадра, веселый, рассудительный, демократ
- Диадные: иррациональный, уступчивый, беспечный, индивидуалист
- Индивидуальные: интроверт, динамик, деклатим, негативист, сенсорик, этик, стратег, эмотивный
Известные персонажи и знаменитости
Лидеры стран, политики: Алексей Михайлович, Вильгельм II, Никита Хрущев, Геннадий Трошев, Лех и Ярослав Качинские.
Писатели: Михаил Шолохов.
Актеры: Евгений Леонов, Олег Табаков, Александр Калягин, Леонид Куравлев, Наталья Гундарева, Наталья Крачковская, Елена Коренева, Анатолий Папанов, Леонид Броневой, Юрий Никулин, Михаил Пуговкин, Джон Траволта, Натали Портман.
Футбольные тренеры: Борис Игнатьев.
Футболисты: Александр Самедов, Владимир Быстров.
Музыканты: Анна Нетребко, Андрей Макаревич, София Ротару, Пол Маккартни.
Остальные: Эльдар Рязанов, Леонид Якубович, Александр Ширвиндт, Владимир Винокур, Юлий Гусман, Наталья Королева, Михаил Жванецкий.
Литературные и художественные персонажи: Джесси Пинкман, Маргери Тирелл, Винни-Пух.
Отношения с другими типами
Совместимость и проблемы
Тип отношений Дюма | С кем? | Хорошо (плюс по энергии, совместимость) | Плохо (минус по энергии, конфликты) |
---|---|---|---|
Тождественные | Дюма | Очень хорошее взаимопонимание: требуется меньше слов и жестов. Тождественный ТИМ - лучший учитель (не путать с воспитателем) | Если у меня на что-то нет энергии, у него тоже ее нет. Тут возникают упреки в отсутствии поддержки. |
Дуальные (Дополняющие) | Дон Кихот | Дуальный ТИМ - лучший воспитатель (не путать с учителем). Дополняющий может показать, как действовать в сложных ситуациях. С одной стороны защищает слабые функции партнера, с другой дает программы, с помощью которых можно быть успешным в своих слабых функциях | Огромный простор для взаимных манипуляций. Если дуал “свой” - можешь делать что хочешь. Если дуал “чужой” - вспышка “как ты смеешь мной манипулировать?!”. Возможны упреки “зачем ты усложняешь ситуацию?” |
Активация | Робеспьер | Возникает эффект эйфории, опьянения друг другом, люди забывают о реальности и каких-то существующих аргументах (в любовных отношениях это называется словом “слепая страсть”, “животный инстинкт”) | Активация может идти не только в плюс, но и в минус. В итоге слепая страсть может закрутиться в обратную сторону и стать неконтролируемой слепой яростью доходящей до взаимного уничтожения, где никто не желает и не может остановиться |
Полудуальные (Неполное дополнение) | Гексли | Неплохие отношения, главная точка различия - один аристократ (есть люди выше и ниже по вертикали, есть свой круг и чужой), а второй демократ (все равны, все братья и друзья без возраста и социального статуса) | Обоюдные обвинения в нарушении стереотипов общения |
Зеркальные | Гюго | "Я еще только подумал, а ты уже делаешь!" | Явных зон конфликта нет кроме того, что оба друг друга считают занудами (Один “Надо!”, второй “Да знаю я, что надо, ну что ты заладил!”) - потому что всегда кажется, что произносятся очевидные вещи, возникает ощущение, что зачем это всё, всё же и так ясно! Чего воду в ступе толочь? |
Родственные | Габен | Хорошо вместе отдыхать | Бывает трудно общаться между собой, всегда присутствует момент некоторой официальности, не получается расслабиться на 100% |
Деловые | Есенин | В этих отношениях люди хорошо воспринимают информацию, но воспринимают (и используют потом) для разных целей | “Для тебя это хорошо, но я этого боюсь. То, чего я хочу, ты игнорируешь” |
Миражные | Жуков | Возникает полная иллюзия взаимного понимания, но потом оказывается, что каждый (!!) понял неправильно и сделал кривые выводы. Когда разговаривают, вроде понимают друг друга. Как только разошлись, каждый понял по-своему и не понял собеседника (даже не услышал!). | Каждый термин, каждое слово, каждую номинализацию нужно прояснять, иначе обязательно будет понято неправильно! Всё важное общение в таких отношениях нужно вести письменно либо при свидетелях (других ТИМах, не являющихся миражными)! |
Суперэго | Бальзак | Один показывает другому способ решения проблем, при этом оба боятся ценностей друг друга (и в принципе друг друга), а также идет взаимное обесценивание достижений | Три (!!!) точки конфликта: страх, обесценивание, игнорирование |
Нейтрализация (Полная противоположность) | Наполеон | При этом это же и отношения максимального притяжения (как два полюса магнита): “какое-то новое пространство, которое я совсем не чувствую!”, “человек глубоко разбирается в вещах, которые я совсем не понимаю!” | Это притяжение огня и мотылька. Может возникнуть семья, партнерство, бизнес, коллектив… а потом постоянные взаимные конфликты! |
Квазитождество | Драйзер | Взаимопонимание отсутствует. Есть лишь иллюзия понимания, которая на практике оборачивается непониманием. | “То, что я делаю, ты не понимаешь! Как так можно жить?” |
Конфликтные | Джек Лондон | Ограничение “пугающимся” ТИМом бессознательное, инстинктивное, он действительно пугается, ему кажется, что тот что-то вот-вот натворит! А то, что уже сделано и принесло хороший результат, игнорируется. И то, что он хочет, неприемлемо. | Три (!!!) точки конфликта: угнетение любых действий, игнорирование важного для другого (3ф), игнорирование желаемого другим |
Социальный заказ | Достоевский (является заказчиком для Дюма) Максим Горький (подзаказный для Дюма) | То, что делает Подзаказный, игнорируется Заказчиком. При этом от Заказчика идет открытая суггестия мимо всех барьеров Подзаказного. | Навязывание Подзаказному социальных нормативов. Подзаказный старается "сбежать" из этих отношений. |
Социальная ревизия (контроль) | Штирлиц (является ревизором для Дюма) Гамлет (подревизный для Дюма) | Ревизор - это человек, перед которым Подревизный постоянно бесконтрольно отчитывается, хотя его об этом не просят. | Если Ревизор и Подревизный в одном помещении, Подревизному тяжело сконцентрироваться и осознанно что-то делать, он часто становится несамостоятельным. |
Кратко, Дюма хорошо с:
- Дон Кихотом — идеальная пара (брак, семья, партнерство), застолье, дегустация, сигара, кальян…
- Гексли — полудуал (тонизирует, не дает затухнуть).
- Робеспьером — активация (плюс по энергии, страсть, новые идеи).
- Другим Дюма — дружба, совместное занятие одним делом.
- Гюго — ускорение совместных дел и проектов.
- Габеном — хорошо вместе отдыхать.
Малые группы
- Квадра («Альфа»): Дон, Дюма, Гюго, Робеспьер — взаимная поддержка и дополнение, синергия, фоновое взаимопонимание, очень много энергии, хорошо вместе работать и отдыхать, всегда можно договориться и всё прояснить.
- Клуб («Деловые люди»): Наполеон, Дюма, Гюго, Драйзер — хорошо генерировать идеи, проводить «мозговые штурмы», целенаправленно обдумывать какую-то тему со всех сторон. Группа теоретиков, нельзя допускать вместе что-то делать!
- Квадрат («Релаксация»): Дон, Дюма, Габен, Гексли — взаимная спонтанная релаксация, бессознательно снимается всё напряжение, каждый чувствует себя в безопасности и безусловном принятии, хорошо вместе медитировать, прорабатываться, работать и учиться в легкости.
- Блокировка («Погашение»): Дон Кихот, Бальзак, Наполеон, Дюма — возникает эффект снятия с себя ответственности, снижение физической, эмоциональной и ментальной активности, отдых в стиле «лежбище котиков».
- Болезни («Букет»): Бальзак, Габен, Дюма, Есенин — создает резонанс по слабым местам, в итоге люди в этой группе друг у друга обостряют одинаковые болезни (и взаимно ими болеют)!
- Здоровье («Исцеление»): Наполеон, Жуков, Дюма, Габен — в группе возникает взаимовлияние, которое через 1,5-2 часа нахождения в ней нормализует у каждого участника объективные показатели здоровья: артериальное давление, пульс, дыхание и т.д. (просто нахождение в группе! Без совместных задач! Без общения!)
- Мобилизация («Штурмовики»): Дюма, Максим, Бальзак, Достоевский — в группе возникает кратковременный всплеск энергии и на этом скачке группа способна совершить какое-то очень значительное действие, потом энергия резко падает у всех и группа стремится разбежаться.
- Контроль («Невротизация»): Дюма, Гамлет, Бальзак, Штирлиц — вместе можно находиться примерно 15 минут и потом у всех возникает чувство разрушения, распада, нарастает тревога, хочется убежать (даже если группа занималась нейтральными делами).
Особенности и рекомендации
Рекомендуемые профессии, виды деятельности, род занятий, бизнес
В качестве плюсов, на которые Дюма стоит делать ставку — умение подстроиться и приспособиться к людям разного склада, и производить впечатление надежных, заботливых, и при этом толстокожих людей, на которых можно опереться. Если работа не связана с повышенным информационным перегрузом, это то, что может сплотить людей вокруг СЭИ или по крайней мере сделать их важными и ценными людьми для окружающих. ISFP могут быть хорошими врачами, кулинарами, артистами, работать в службе сервиса и рекламы. Из них получаются хорошие учителя и заботливые воспитатели. Лучше всего реализует себя в социальной сфере. Может хорошо налаживать и поддерживать контакты, успешно работает там, где нужно обслуживать конкретного, отдельно взятого человека. Это специалист по налаживанию и поддержанию приятной обстановки в коллективе, устроитель праздников, организатор отдыха и досуга.
Часто встречаются среди: поваров, врачей, массажистов, барменов, кондитеров, кависта, сомелье, парфюмеров, рекламистов, пиарщиков, судебных адвокатов, ленивых оперуполномоченных.
СЭИ не следует выбирать работу, связанную с финансовым риском, экономикой или с изобретением новых технологий. В бизнесе лучше не быть первым лицом (идеально: советник директора, заместитель по связям с общественностью и т.п.).
Как управлять сотрудником – СЭИ:
- Ставить четкие сроки и понятные задачи;
- Четко показывать технологии и правила;
- Не заставлять разрабатывать новые технологии, эффективные способы работы;
- Объяснять существующие правила и инструкции;
- Показывать перспективы, его способности;
- По возможности предоставлять свободный график.
От Дюма нельзя требовать, не стоит ожидать:
- постоянно высокой деловой активности;
- последовательности и организованности в делах;
- бескомпромиссного отстаивания интересов дела;
- умения руководить большим коллективом, распределять обязанности;
- участия в рискованных атакующих операциях.
Манипуляции
Функции с позиций модели К:
- Плюсы на первую функцию: «У тебя прирожденный вкус к комфорту!», «Ты так классно разбираешься в (вкусах, запахах, ощущениях…)!», «Мне кажется, ты всегда знаешь, что именно я чувствую! Как тебе это удается?»
- Плюсы на вторую функцию: «Ты такой осведомленный!», «Ты так хорошо разбираешься в людях!», «Я знаю, что ты в курсе всех событий, что скажешь вот про такого-то?» (и внимательно слушать изображая искреннее удивление!)
- Плюсы на третью функцию: «Слушая тебя, узнаешь столько нового!» (подкрепляем черный квадрат на -3ф, он действительно много читал, смотрел и узнавал, чтобы что-то понять и потом производить на всех впечатление).
- Плюсы на четвертую функцию: Тщательно продумать его расписание и ненавязчиво предложить облегчить ему жизнь: «Смотри, тебе будет гораздо комфортнее, если дела выстроить вот так и всё организовать по времени вот так». Дюма бессилен перед четкой формальной логикой, ему просто нечего ей противопоставить.
В психологии
- Предпочитают телесные направления психотерапии
- Постоянно в сомнениях по поводу себя, в отношении своих способностей вообще и деловой сферы в частности.
- Довольно часто ошибаются в людях, хотя считают, что хорошо в них разбираются и слывут эдакими циниками.
- Характеризующая отношения цитата: «Если я могу себя контролировать, смотрю как бы свысока и делаю вид, что где-то внизу тявкает мелкая собачка, а мне смешно и наплевать, начинаю усмехаться, ловить наезжающего на словах, поддевать его, дразнить, и ставить таким образом на место, но вместе с этим я обычно вывожу его на еще большие эмоции, хотя это не является осознанной целью.»
- Непоследовательны в общении. Часто не отказывают, но потом сливаются под «странными» предлогами вплоть до небылиц (хотя всегда можно сказать, что внезапно друзья-родственники нагрянули, не мог же я их выпроводить!)
- Силовое волевое давление не выносят, хотя в первые моменты могут дать словесный отпор. Могут долго терпеть давление и пытаться по-тихому уйти из под удара. Если давление продолжается, могут изображать ответное давление нагнетанием эмоций и мобилизацией окружения против обидчика при помощи сплетен, хитростей, манипуляций. В этом схожи с Есениным. Разница с INFP в том, что СЭИ часто сам попадает в свои «социальные ловушки», когда всплывает правда и становится ясно, что источник сплетен он сам.
- В экстремальной ситуации действуют четко только если до этого подготовились к ней (есть план, был пройден соответствующий тренинг и т.д.). Если не подготовились — впадают в ступор вплоть до физического.
- Плохо переносят стресс и стрессогенные ситуации. При первой возможности стараются отдалиться от источника стресса.
- Склонны к «аналитической» эзотерике (дизайн человека, гороскопы и т.п.).
Здоровье
- Прекрасно ощущают свое самочувствие и «инстинктивно» управляют своим здоровьем (Дюма в принципе лучшие диагносты, которых автору доводилось встречать. Причем, эта диагностика не была основана на логическом анализе или применении каких-то знаний, она была «интуитивная», но очень точная — прим. Василия).
- Вовремя (или даже слегка заранее) распознают симптомы болезней. А вот посетить врача и пройти диагностику — зависит от степени лени в конкретный момент времени.
- Способны как выбрать себе врача, так и назначить себе лечение (которое не факт, что будет совпадать с протоколом или доказательностью, но будет работать именно в их случае).
- При этом, очевидные зоны риска: суставы, кожа, лимфа (отеки и прочее), заболевания ЖКТ: язвенный колит, язвенная болезнь, панкреатит, гепатоз, запор, диарея, желчекаменная болезнь, дисбактериоз, гастрит, синдром раздраженного кишечника, холецистит, дискинезия желчевыводящих путей, дуодениты, энтероколиты, геморрой, панкреатит, ГЭРБ, диафрагмальные грыжи.
- В остальном это наиболее здоровый ТИМ (это с учетом склонности к излишествам и «запрещенке»).
Любовь и секс
Дюма уверен в своей сексуальной привлекательности независимо от ситуации. От таких людей исходит как бы «аура» сексапильности. Врожденная мягкость с очевидно воспринимаемой безопасностью располагает к себе противоположный пол буквально «с порога». Всё это в совокупности буквально притягивает Дюма в треугольники и другие многоугольники, полиаморию и различные эксперименты. Причем, если у Дона эксперименты носят чисто познавательный характер в стиле «ничего себе как люди то живут!», у Дюма эти эксперименты направлены на познание и расширение границ прежде всего своей чувственности.
Прирожденный художник ощущений, смело экспериментирует в постели, всегда готов изыскать несколько новых способов достижения приятных ощущений. Исключительно тонко чувствует, какие ощущения испытывает партнер. Рядом с ним невозможно остаться равнодушным к интимным вопросам, тем более, что Дюма нередко их поднимает в разговоре. Любит обсуждать темы, близкие к сексу, в том числе сексуальные качества известных ему людей. Периодически шокирует своей откровенностью о деталях тех или иных постельных похождений (что сделал он, что сделали ему, как это воспринималось и ощущалось). Часто пробрасывает аналогии между пищей и сексом (для него это удовольствия одного порядка).
Дюма внушает потенциальному (или уже состоявшемуся) партнеру преимущество своих способов. Он настроен на постепенное приспособление любовника к себе, к своим принципам построения отношений и способам сексуального удовлетворения. Удивительным также является то, что Дюма удается соблазнять людей, которые ему ни по внешности, ни по статусу, ни по другим критериям «не подходят» с точки зрения общественной морали и нравственности. Низковатый лысый толстый престарелый Дюма в паре с высокой стройной красавицей, которая сама не до конца понимает, как оказалась в этой паутине — явление более частое, чем принято считать.
Любвеобильностью и разнообразием опыта с Дюма может поспорить только Наполеон. Разница между ними в том, что Дюма «оказывается втянут» в приключения, а Наполеон их организует.
Не смотря на склонность к интригам, ухаживаниям и намекам, иногда СЭИ может предложить секс «в лоб», просто первой понравившейся даме в электричке по дороге домой. Шок в том, что 1 из 10 соглашается, чем ISFP периодически пользуется.
«Берущий» тип. Сначала «наедается» сам, потом дает «сытость» партнеру. При этом автоматически в каждый конкретный момент времени отслеживает состояние партнера и степень его удовольствия. Склонен даже к самым экзотическим экспериментам, в том числе выходящим за рамки нравственности. Половой стыд не испытывает («как можно стыдиться того, что любишь?»). Радостное удивление типичного Дюма: «Ого! Если Виагру запить коньяком, эффект утраивается!».
Мужчина
Внешний вид и манеры:
- Добродушная улыбка, слегка подначивающий взгляд.
- Невысокий, склонный к полноте, с округлыми плечами.
- Слегка вьющиеся волосы, часто подстрижены коротко.
Характер и общение:
- Общительный, легко находит общий язык с людьми.
- Много друзей и знакомых.
- Тонко чувствует отношения между людьми и к себе.
- Часто становится центром внимания благодаря умению рассказывать увлекательные истории.
Отношения с женщинами:
- Очарователен, умеет флиртовать и ухаживать.
- Неравнодушен к женскому полу, может иметь несколько партнерш.
- Стремится к браку, любит семью и детей. Но это не останавливает от приключений на стороне.
- Домашнее хозяйство и забота о близких важны для него.
Профессиональная деятельность:
- Предпочитает работу с людьми или творческие профессии.
- Плохо справляется с управлением бизнесом.
Личностные качества:
- Мягкий, терпеливый, избегает конфликтов.
- Ненавидит лишние движения и стремится к комфорту.
- Любит вкусно поесть и готовить, гостеприимный.
Женщина
Внешность и стиль:
- Одевается со вкусом, но не выделяется броскостью.
- Уделяет внимание аксессуарам (шарфики, платочки, сумочки и т.п.).
- Не склонна к спортивным образам, предпочитая комфорт.
Отношения с мужчинами:
- Легко идет на контакт, но не инициатор встреч. Может перепутать место встречи или опоздать.
- Отношения строятся на простоте и искренности. Ценит мужчин за внешность, интеллект и статус.
- Предпочитает комфорт и уют романтическим жестам. Демонстрация хорошего отношения при всех ускоряет процесс соблазнения.
- Склонна делить мужчин на «своих» и «чужих», но готова к интимным экспериментам.
Профессиональная деятельность:
- Не проявляет служебного рвения, но добросовестна в своих делах.
- Работает там, где может поддерживать хороший климат в коллективе.
- Преуспевает в профессиях, связанных с заботой о людях (воспитатель, учитель, медик и т.д.).
Личностные качества:
- Не стремится к лидерству, предпочитая оставаться в тени.
- Терпелива к режиму экономии, если видит в этом перспективу улучшения благосостояния.
Ребенок
По Владимиру Львову:
- Важно пробудить в ребенке интерес к делу. Предлагать интересные занятия как альтернативу пассивному времяпровождению.
- Выбор профессии — там, где нужны усидчивость, выносливость, надежность, умение расположить к себе собеседника и позаботиться о нем. Нежелательны занятия, которые требуют большой активности, принятия решений в сложных ситуациях; лучше, когда требуется концентрация и небольшое число контактов. Управление, политика, силовые структуры, психология и педагогика, спорт.
- Дополнительное обучение, кружки, секции — в любом направлении. Желательно — с умеренным количеством контактов, с погружением в дело. Перспективны занятия актерским мастерством, дизайном, кулинарией, уход за растениями и животными.
- При желании ребенка освоить технологии, информатику или финансы важно сфрормировать у ребенка трезвую оценку способностей, в освоении материала и решении задач делать ставку на концентрацию, выносливость и ответственность.
- Спорт — любой, включая силовые виды. Можно полагаться на хорошую координацию движений. Важно, чтобы ребенок приучился к занятиям спортом как элементу образа жизни.
- Важно с детства заниматься профилактикой лени, но делать это тактично. Не пытаться насильно выдергивать ребенка из привычной обстановки, а разумно объяснять важность умения собраться с силами в нужный момент.
- Уместно пробуждать в таких детях чувство заботы и ответственности за окружающих и выражать его в конкретных делах, вплоть до поддержания порядка или приготовления еды.
- Не стоит требовать от такого ребенка идеально следить за временем. Если такая задача стоит, лучше приучить его успевать и справляться с программой за счет концентрации на цели.
- В случае спора важно показать авторитетность своего мнения. Можно обратиться к Википедии или другим заслуживающим доверия источникам.
- В случае эмоционального несогласия лучше переждать и уклониться от спора и вернуться к обсуждению на свежую голову.
- Не стоит пытаться навязывать то, что не принимает ребенок.
- В случае конфликтов и неприятностей важно снизить воздействие эмоционального негатива. Не стоит вымещать на ребенке зло и повышать на него голос.
- Важно убедить ребенка, что вокруг много интересных вещей, о которых он может и не подозревать, а люди и события, внушающие непонимание и тревогу, могут быть источниками полезных и интересных вещей. Не обязательно навязывать всем свой порядок, даже если он кажется идеальным.
- Можно рассчитывать на тактичность таких детей, их умение заботиться об окружающих, и закреплять такие привычки.
- Чувство авторитета должно подкрепляться интересными идеями и предложениями.
- Можно ориентировать ребенка на серьезный долгосрочный выбор профессии. Вопрос «кем быть» вполне уместен, но решение может меняться со временем. Важно, чтобы ориентир был; если его не хватает, постепенно его найти.
Ситуации
По Рейнину:
- Взаимодействие с социальными структурами. Социальное взаимодействие — сильная сторона. Однако, склонность к лени может приводить к тому, что “доверие людям” (например, не читая внимательно подписываемые бумаги) выльется в потерю собственного времени. Подстраховка — внимательный и педантичный спутник, который будет настаивать на “проверках”.
- Несдержанность в эмоциях. Ссора. Если вдруг окажется, что вы пропустили начало ссоры, у вас должно хватить умения приостановить ненужный конфликт, не дать ему развиться. Люди вашего типа, как правило, весьма искусны в сфере эмоциональных взаимодействий.
- Отношения с противоположным полом. Как ни странно, в отношениях с противоположным полом людей вашего типа иногда подводит излишний рационализм. Помните, что некоторые вещи вовсе не предназначены для понимания, а логика жизни диктует порой поступки, которые недоступны логике человека. Рекомендация: немного безрассудства вам не повредит.
- Невозможность решительных действий. Колебания и задержки. Взгляните со стороны на ситуацию и на себя в ней. Выбор лучше делать самому, иначе за вас его сделает кто-нибудь другой. Учтите, причина задержек и колебаний на 80% в вас самих, а невозможность решительных действий — в вашей же нерешительности. Никогда не бывает все заранее известно от начала и до конца. Никогда не будет 200%-ной гарантии успеха.
- Невозможность отстаивать свои интересы, идти к намеченной цели. Отстаивать свои интересы для людей вашего типа бывает весьма и весьма непросто. В данной ситуации еще сложнее, так как ваша активность окажется затруднена. Подумайте заранее, чьей помощью вы сможете воспользоваться на это время.
- Экстремальные ситуации, стихийные бедствия. Работа с людьми в этих условиях. Возможно, вам знакомо ощущение, когда при возникновении какой-то неожиданной ситуации ваше тело и мысли как будто затормаживаются или, напротив, продолжают действовать по ранее намеченной программе. Будьте готовы к такой реакции. Чем быстрее вы выйдете из этого состояния, тем легче сможете преодолеть опасный момент.
- Трудности в общении. Невозможность компромиссов. Вам удаются контакты практически с любым человеком. Это ваше сильное качество. Возможно, в этих обстоятельствах вам придется прикладывать больше энергии и внимания. Однако если ситуация потребует поиска серьезных компромиссов, лучше выбрать для этого другое время и другие внешние условия.
- Межличностные конфликты. Как правило, вы удачно избегаете подобных проблем. Умеете вовремя успокоить человека или на худой конец «перевести стрелку» на какой-то другой объект или тему. Рекомендация: имейте выдержку. Даже если ваш оппонент начнет переходить на личности, не отвечайте ему тем же. Это вряд ли будет способствовать разрешению конфликта. Для вас такая ситуация может оказаться творческой, однако желательно уйти с «линии огня». Прямые конфликты вам противопоказаны.
- Плохое самочувствие. Вас лечить, что глупого учить. Вы сами прекрасно чувствуете, где и что у вас не так и что по этому поводу нужно сделать. Обращение к врачам не помешает, но будьте благосклонны, лучше вас никто не знает, что с вами происходит по части здоровья.
- Обманы и запугивания. Внешняя ситуация, распорядок, план, расписание — все это заставляет вас действовать по некоторой жесткой схеме. Старайтесь сами максимально, насколько возможно, участвовать в составлении своих планов и расписаний, иначе вам придется делать совершенно ненужные вещи и заниматься чужими делами.
- Несвойственные поступки. Смена образа. Несвойственные поступки — прекрасно! Хорошая возможность посмотреть на себя со стороны и выйти за пределы стандартного образа. Не бойтесь поддаться этому искушению. Такой опыт может оказаться исключительно полезным.
- Неожиданное событие. Срыв распорядка. Вам следует заранее заготовить и выработать для себя программу поведения (на уровне рефлекса) при возникновении неожиданной ситуации. Вы весьма проницательны и можете предусмотреть большинство вариантов дальнейшего развития событий. В 95% случаев вы успешно справляетесь с ситуацией. Что же делать, если реагировать нужно быстро, а готового хода не оказалось? Это ваше слабое место, здесь возможны очень неприятные состояния, вплоть до полного ступора. Именно здесь вам потребуется включение иных механизмов поведения, другой стратегии. Вспомните, возможно, нечто подобное в вашей жизни уже происходило. Подумайте, чего вам недоставало ранее, может быть, это удастся учесть в дальнейшем.
Где научиться применять эти знания на практике
- Соционика с точки зрения исцеления и самоисцеления? Присмотритесь к Нейрошаман-практику, это там.
- Если вам интересна соционика в разрезе психологического воздействия (в рамках работы психолога, коуча, врача), то это дается в ПсиТехе.
- А если вы хотите научиться глубоко влиять на людей своими текстами, рекламой, маркетингом, то подобное изучается в КопиЧате (доступ в который открывается после успешного освоения ККК).