Внимание, страница черновая и не окончательная. Информация вычитывается, исправляется и дополняется. Не воспринимать как 100% истину и полностью проверенные факты.
Функции и аспекты психики
В соционике
Модель Ю (Карл Юнг)
Этико-интуитивный интраверт (рационал):
- Интровертированные эмоции (этика) — программная функция — Условие нормальной жизни это гармония человеческих отношений, соблюдение норм этики морали и нравственности, бережное хранение традиций,
- Экстравертированная интуиция — реализация программы — поэтому необходимо заниматься нравственным усовершенствованием, воспитывать и развивать духовность, искать в человеке истинные ценности.
Модель А (Аушра Аугистинавичюте)
- Что получается лучше всего. Базовая функция – БЭ (Этика отношений). Устанавливая отношения, ЭИИ каждый раз направлены всем своим вниманием на конкретного человека, способны к эмпатии. Интересуются морально-философскими проблемами. Могут идти на компромиссы ради мира и согласия. Устойчивы в своих привязанностях. Чувствительны к нарушению гуманизма и справедливости. Достоевский часто страдает повышенной доверчивостью. Для него важно иметь свои принципы, быть человеком порядочным, не предавать. Если Достоевский встречается с такими вещами, как измена или вранье, он может перестать общаться с человеком насовсем. Если же видит, что человек извиняется и кается, то может простить даже заклятого врага. В целом, Достоевский относится к людям лучше, чем они того заслуживают.
- Что помогает в жизни. Творческая функция – ЧИ (Интуиция возможностей). Интуиция подсказывает им, чего можно ожидать от людей, явлений, событий. Они находят возможность получить желаемое, используя психологические методы, прогнозируя возможные реакции на их действия.
Достоевский умеет увидеть, в чем человек силен, в чем его возможности. Умеет подбодрить, показать сильные стороны человека, указать, в каком направлении нужно двигаться. В сложной жизненной ситуации способен найти выход, часто нестандартный и неочевидный. Любит неординарные идеи и не боится неизвестности. - Что хочется продемонстрировать. Ролевая функция – БЛ (Структурная логика). В незнакомой обстановке ЭИИ полагаются на формальности, правила. Любят короткие, четкие формулировки. Достоевский, с первого взгляда, выглядит человеком дисциплинированным, обязательным и исполнительным. Представители этого типа умеют доводить дела до конца, работают, хоть и не очень быстро, но эффективно, достигая результата. Достоевский в любой ситуации старается отключить эмоции и разобраться с помощью логики и сопоставления фактов (с последующим неизбежным «перекладыванием своих отношений с места на место внутри себя»). Очень терпелив, способен делать кропотливую работу.
- Что является слабым местом. Болевая функция – ЧС (Силовая, волевая сенсорика). Проявления волевого давления для них болезненно. Сами не применяя силовых методов воздействий на других, они не переносят этого по отношению к себе. Остро переживают жесткую критику, агрессию. Стрессонеустойчивы. Достоевские по своей природе очень ранимы и обидчивы, им сложно пропустить мимо ушей грубость и хамство. Не умеют принуждать людей работать, не считают, что имеют на это моральное право. Представители этого типа сторонятся агрессивных людей, предпочитая общество добрых и отзывчивых. Если человек пытается принудить Достоевского к чему-нибудь, то последний может вспылить и ответить очень грубо.
- Что нравится в других. Суггестивная функция – ЧЛ (Деловая логика). ЭИИ любят собирать полезные советы, обучаться технологическим приемам. С удовольствием выполняют работу, в которой четко обозначены цели и методы. Умеют терпеливо ждать. Любят тщательность и основательность. Кропотливы в труде. Исполнительны и пунктуальны. Им с трудом дается оценка качества своей работы. Увязают в деталях дела.
Хотят быть эффективными и полезными членами общества. Когда вокруг все работают, он тоже старается занять себя чем-то полезным. Достоевскому доставляет радость комфортный и слаженный труд, когда он видит, что приносит пользу коллективу. Часто задерживается на работе, поскольку не понимает, когда пора закончить и отложить дела на следующий день. Ему нужен человек, который объяснит, как эффективно работать, при этом отдыхая без угрызений совести. - Чему хочется научиться. Активационная, референтная функция – БС (Сенсорика ощущений). ЭИИ могут забыть о своих насущных потребностях. Поэтому нуждаются в помощи по обеспечению необходимого комфорта, в заботе об их здоровье. В этих вопросах ориентированы на авторитеты.
Достоевский уделяет достаточное внимание сенсорному комфорту: ему важно быть сытым, чистым и отдохнувшим. Когда ему неудобно, плохо или некомфортно, у него падает настроение и работоспособность. - Что тяготит и напрягает. Ограничительная функция – ЧЭ (Этика эмоций). Эмоции ЭИИ глубоки, переживания сильны, в острые моменты они выплескиваются наружу. Вовремя обидевшись или посмотрев укоризненно они могут ограничить нежелательную для себя информацию. Когда слово не соответствует интонации, они сразу слышат фальшь. Достоевский отслеживает эмоциональную атмосферу в обществе. Может предчувствовать разгорающийся конфликт, при этом постарается его уладить. Очень близко к сердцу воспринимает несчастье других людей, из-за таких переживаний может даже заболеть. На людях старается не показывать сильные эмоции.
- Что отслеживается неосознанно. Фоновая, реализующая функция – БИ (Интуиция времени). ЭИИ пунктуальны, не говоря лишний раз о времени, тем не менее, не опаздывают, дорожат своим и чужим временем. Чувствуют особенности того или иного возраста. В экстремальной ситуации проявят быструю реакцию, ориентированную на эмоции окружающих, а не на слова. Живут в среднем темпе, размеренно (без ускорений и замедлений), стараются иметь четкий распорядок дня, не любят, когда этот распорядок нарушается. Пунктуальны, работу делают в срок, приходят на встречи вовремя. Не любит отвлекать других людей, не любят и когда отвлекают его. Ценит людей, которые с уважением относятся к его времени.
Модель К (Игорь Калинаускас и Григорий Рейнин)
Плюсовые функции:
Минусовые функции:
Зоны воздействия Достоевского на социум | ||
1ф: "Хорошо". Принцип существования личности. Удовольствие. Мотив деятельности | ![]() | Субъектная этика (белый каблук). Достоевский обладает самым глубоким спектром эмоциональных реакций среди всех ТИМов. Если у Бальзака это ширина, то у Доста это именно глубина. Ему доступны грани, спектры и оттенки таких переживаний и реакций, которые недоступны в соционе больше никому. Отсюда некоторая общая отстраненность Доста от других, потому что то, что чувствует он, просто не существует у других, это разные миры. Особенно это заметно при общении Доста с “черными кругами” на 1ф и 2ф (Жуков, Наполеон, Максим, Драйзер). |
2ф: "Надо". Зона творчества. Радость признания деятельности | ![]() | Объектная интуиция (черный треугольник). Дост стремится создать внешнюю гармонию. И на это обычно уходит оооочень много времени. Причем, много времени занимает подготовка, а когда доходит до дела, всё происходит очень быстро. Дост как бы препарирует мир, чтобы проанализировать его, стремясь понять, почему мир такой дисгармоничный. Там, где Роб будет деятельно создавать гармонию, Дост будет пытаться ее понять и, по возможности, исправить. Поэтому Достов довольно много среди писателей, художников и музыкантов. Эти занятия позволяют сделать мир гармоничным хотя бы в какой-то подвластной части. |
3ф: "Я хороший или плохой?". Зона самооценки и проблем. Место наименьшего сопротивления | ![]() | Субъектная сенсорика (белый круг). Свои ощущения, связанные со здоровьем, сексом, комфортом, самочувствием (если всё это регулярно есть - я хороший!). Хорошее самочувствие очень важно! При этом, с учетом первой функции, Дост “лечится” об людей, если работает с ними (люди заставляют его выглядывать из эмоциональной раковины). При этом Дост - один из самых внимательных ТИМов. |
4ф: "Хочу". Принцип оценки места, мнительность | ![]() | Объектная логика (черный квадрат). Суггестируется фактами, знанием. “Хочу знать, как на самом деле. Дайте цифры! Предоставьте факты! Где доказательства?”. Через это легко обманывается “объективными” данными. У Доста зачастую свое собственное мнение о происходящем вокруг (в совокупности с -1ф). |
Зоны воздействия социума на Достоевского | ||
-1ф: "Плохо". Зона игнорирования. Минус-ценности | ![]() | Объектная этика (черный каблук). Игнорирование внешних отношений (история как у Драйзера). Если Дост специально фокусирует внимание на отношениях, он их видит. Но чаще он сосредоточен на своих эмоциях и своем отношении к кому-то или чему-то. Поэтому у Доста регулярные “внезапные” проблемы с отношениями. Попытка защиты от таких проблем - маска мизантропа или собственные фантазии на тему отношений к нему и отношений между людьми. |
-2ф: "Не надо". Зона нормативов | ![]() | Субъектная интуиция (белый треугольник). У Доста часто есть два-три стандартных состояния, в которых он бывает. И больше ему не надо. “Я на работе. Я дома. Я в гостях”. Всё как у Роба. Но у Доста есть еще уникальное состояние “эмоциональный штопор” - отключение от внешнего мира с полным уходом в себя, с трудом осознавая происходящее в окружающей реальности. |
-3ф: "Как?". Зона решения проблем. | ![]() | Объектная сенсорика (черный круг). Решение проблем через внешнее действие. Если есть проблемы со здоровьем, то надо… “что-то делать”. Причем “что-то” может быть весьма несистемным, главное делать. |
-4ф: "Не хочу", "Боюсь". Зона страхов. | ![]() | Субъектная логика (белый квадрат). Страх всё понять (как и у Драйзера). При этом объяснения самого Достоевского иногда кажутся чрезмерно запутанными и непонятными. У Доста две крайности в этой зоне: склонность к мистическим интерпретациям и необыкновенное доверие статистике и “объективным данным”. Из-за бессознательного страха “всё понять” часто возникает ситуация объяснения неизвестного через непонятное (натягивание мистической совы на эзотерический глобус). При этом Досты - прекрасные практики. |
Описание и характеристики типа личности (социотипа)
По Гуленко
1. Главная его черта — гуманизм и сочувствие к людям. Со всеми поддерживает ровные, доброжелательные отношения. Миротворец: умеет примирить враждебные стороны, но при этом оставаться объективным. Выслушивая людей, снимает их эмоциональное напряжение. Не копит в себе зла, прощает своих обидчиков и недоброжелателей.
2. Готов прийти на помощь людям, обратившихся к нему за поддержкой. Отрицательно относится к насилию, противопоставляя ему спокойное упрямство и выдержку. Хотя терпим и уступчив, но измены и несправедливости не прощает. Хорошо замечает альтернативы и упущения в новых начинаниях. Вскрывает человеческие пороки, но облекает это в тактичную форму.
3. Демонстрирует трудолюбие, пунктуальность и дисциплинированность. Предпочитает спокойный, размеренный ритм жизни. Добросовестен, хотя и медлителен в выполнении конкретной работы. Для ее выполнения нуждается в подробных инструкциях. Не любит толпы, громких комплиментов.
4. Довольно неуверен в себе, малоинициативен. Однако способен заставить себя сделать больше, если от него этого ждут. Впечатлителен и раним, тяжело переносит грубость. Не может давить на людей, проявлять агрессивность, хотя резко ответит на попытки диктата. Самое сильное из его наказаний — полное игнорирование человека. Его добротой могут злоупотребить, так как ему трудно отказать.
По признакам дихотомии Рейнина
- Квадровые: серьезный, рассудительный, аристократ
- Диадные: рациональный, уступчивый, предусмотрительный, индивидуалист
- Индивидуальные: интроверт, статик, деклатим, позитивист, интуит, этик, стратег, конструктивный.
Известные персонажи и знаменитости
Внимание! В «большой соционике» по некоторым известным личностям нет общего мнения. Использовать данную информацию лишь как материал для дальнейших самостоятельных исследований!
- Лидеры стран: Николай II.
- Политики: Александр Турчинов.
- Писатели: Фёдор Достоевский, Александр Солженицын, Антуан де Сент-Экзюпери.
- Актеры, режиссеры: Мэрилин Монро, Андрей Мягков, Андрей Кончаловский, Андрей Мягков, Валерий Золотухин.
- Ученые: Дмитрий Лихачев.
- Футболисты, тренеры: Олег Романцев, Федор Черенков, Валерий Рейнгольд, Руслан Нигматуллин, Магомед Оздоев, Килиан Мбаппе, Мохаммед Салах.
- Музыканты: Джон Андерсон, Джо Сатриани, Кен Хенсли, Аркадий Укупник.
- Остальные: Винсент Ван-Гог, Наталья Водянова
- Литературные и художественные персонажи: Раскольников, доктор Ватсон, Гарри Поттер, Алеша («Братья Карамазовы»).
Отношения с другими типами
Совместимость и проблемы
Тип отношений Достоевского | С кем? | Хорошо (плюс по энергии, совместимость) | Плохо (минус по энергии, конфликты) |
---|---|---|---|
Тождественные | Достоевский | Очень хорошее взаимопонимание: требуется меньше слов и жестов. Тождественный ТИМ - лучший учитель (не путать с воспитателем) | Если у меня на что-то нет энергии, у него тоже ее нет. Тут возникают упреки в отсутствии поддержки. |
Дуальные (Дополняющие) | Штирлиц | Дуальный ТИМ - лучший воспитатель (не путать с учителем). Дополняющий может показать, как действовать в сложных ситуациях. С одной стороны защищает слабые функции партнера, с другой дает программы, с помощью которых можно быть успешным в своих слабых функциях | Огромный простор для взаимных манипуляций. Если дуал “свой” - можешь делать что хочешь. Если дуал “чужой” - вспышка “как ты смеешь мной манипулировать?!”. Возможны упреки “зачем ты усложняешь ситуацию?” |
Активация | Габен | Возникает эффект эйфории, опьянения друг другом, люди забывают о реальности и каких-то существующих аргументах (в любовных отношениях это называется словом “слепая страсть”, “животный инстинкт”) | Активация может идти не только в плюс, но и в минус. В итоге слепая страсть может закрутиться в обратную сторону и стать неконтролируемой слепой яростью доходящей до взаимного уничтожения, где никто не желает и не может остановиться |
Полудуальные (Неполное дополнение) | Джек Лондон | Неплохие отношения, главная точка различия - один аристократ (есть люди выше и ниже по вертикали, есть свой круг и чужой), а второй демократ (все равны, все братья и друзья без возраста и социального статуса) | Обоюдные обвинения в нарушении стереотипов общения |
Зеркальные | Гексли | "Я еще только подумал, а ты уже делаешь!" | Явных зон конфликта нет кроме того, что оба друг друга считают занудами (Один “Надо!”, второй “Да знаю я, что надо, ну что ты заладил!”) - потому что всегда кажется, что произносятся очевидные вещи, возникает ощущение, что зачем это всё, всё же и так ясно! Чего воду в ступе толочь? |
Родственные | Драйзер | Хорошо вместе отдыхать | Бывает трудно общаться между собой, всегда присутствует момент некоторой официальности, не получается расслабиться на 100% |
Деловые | Робеспьер | В этих отношениях люди хорошо воспринимают информацию, но воспринимают (и используют потом) для разных целей | “Для тебя это хорошо, но я этого боюсь. То, чего я хочу, ты игнорируешь” |
Миражные | Гюго | Возникает полная иллюзия взаимного понимания, но потом оказывается, что каждый (!!) понял неправильно и сделал кривые выводы. Когда разговаривают, вроде понимают друг друга. Как только разошлись, каждый понял по-своему и не понял собеседника (даже не услышал!). | Каждый термин, каждое слово, каждую номинализацию нужно прояснять, иначе обязательно будет понято неправильно! Всё важное общение в таких отношениях нужно вести письменно либо при свидетелях (других ТИМах, не являющихся миражными)! |
Суперэго | Максим Горький | Один показывает другому способ решения проблем, при этом оба боятся ценностей друг друга (и в принципе друг друга), а также идет взаимное обесценивание достижений | Три (!!!) точки конфликта: страх, обесценивание, игнорирование |
Нейтрализация (Полная противоположность) | Гамлет | При этом это же и отношения максимального притяжения (как два полюса магнита): “какое-то новое пространство, которое я совсем не чувствую!”, “человек глубоко разбирается в вещах, которые я совсем не понимаю!” | Это притяжение огня и мотылька. Может возникнуть семья, партнерство, бизнес, коллектив… а потом постоянные взаимные конфликты! |
Квазитождество | Есенин | Взаимопонимание отсутствует. Есть лишь иллюзия понимания, которая на практике оборачивается непониманием. | “То, что я делаю, ты не понимаешь! Как так можно жить?” |
Конфликтные | Жуков | Ограничение “пугающимся” ТИМом бессознательное, инстинктивное, он действительно пугается, ему кажется, что тот что-то вот-вот натворит! А то, что уже сделано и принесло хороший результат, игнорируется. И то, что он хочет, неприемлемо. | Три (!!!) точки конфликта: угнетение любых действий, игнорирование важного для другого (3ф), игнорирование желаемого другим |
Социальный заказ | Бальзак (является заказчиком Достоевскому) Дюма (подзаказный для Достоевского) | То, что делает Подзаказный, игнорируется Заказчиком. При этом от Заказчика идет открытая суггестия мимо всех барьеров Подзаказного. | Навязывание Подзаказному социальных нормативов. Подзаказный старается "сбежать" из этих отношений. |
Социальная ревизия (контроль) | Наполеон (является ревизором Достоевскому) Дон Кихот (подревизный для Достоевского) | Ревизор - это человек, перед которым Подревизный постоянно бесконтрольно отчитывается, хотя его об этом не просят. | Если Ревизор и Подревизный в одном помещении, Подревизному тяжело сконцентрироваться и осознанно что-то делать, он часто становится несамостоятельным. |
Кратко, Достоевскому хорошо с:
- Штирлицем — идеальная пара (брак, семья, партнерство)
- Джеком Лондоном — полудуал (тонизирует, не дает затухнуть).
- Габеном — активация (плюс по энергии, страсть, новые идеи).
- Другим Достоевским — дружба, совместное занятие одним делом (тождество).
- Гексли — ускорение совместных дел и проектов (зеркальные).
- Драйзером — хорошо вместе отдыхать (родственные).
Особенности и рекомендации
Рекомендуемые профессии, виды деятельности, род занятий, бизнес
ЭИИ — тип, с которым связывают серьезное отношение к людям, гуманизм, переходящий в религиозность, стремление раскрывать лучшие качества. Нередко говорят о мягкости людей этого типа. Первое имеет под собой основания, второе — спорно. На проверку это люди жесткие и требовательные к себе и к окружающим. Они выделяются серьезным отношением к делу. Им легко направлять и призывать окружающих к порядку и к раскрытию лучших качеств с помощью серьезного выражения лица.
Люди этого типа — последние, кто обратится за новым и рискованным. Это консерваторы из консерваторов. Туда, где ЛИЭ и СЭЭ появятся первыми, ЭИИ придут последними, скорее не придут вообще.
ЭИИ заметны в профессиях, где требуются надежность и ответственность, умение сочетать работу с людьми и с информацией.
Примеры профессий для ЭИИ:
- Философско-гуманитарная сфера;
- Портретная и сюжетная фотография.
- Учитель гуманитарной сферы, дошкольный учитель;
- Воспитательная работа с подростками «кружкового» характера;
- Менеджер по кадрам;
- Посредник (третья сторона) в разрешении конфликтов;
- Социолог;
- Психолог: индивидуальное и семейное консультирование, психотерапия, психодиагностика;
- Духовный наставник, священник;
- Работник социальной сферы;
- Обозреватель;
- Репортер;
- Сценарист, драматург;
- Романист, поэт;
Как управлять сотрудником – ЭИИ:
- Лучше планировать на работу с людьми, а не на экономическое направление;
- Ставить четкие сроки и конкретные задачи;
- Не заставлять разрабатывать новые технологии, эффективные способы работы;
- Четко показывать технологии и правила;
- Предоставить удобное рабочее место, оптимальный график работы, без частых перегрузок;
- Помогать в оформлении документации и других результатов труда.
От ЭИИ нельзя требовать, не стоит ожидать:
- предприимчивости и инициативности в делах;
- решительного поведениях в экстремальной ситуации;
- высокой степени мобилизованности;
- организаторских способностей.
Манипуляции
Функции с позиций модели К:
- Плюсы на первую функцию: (спросить личное мнение по поводу явления/события/вещи/человека и открыв рот с интересом слушать неожиданные ответы)
- Плюсы на вторую функцию: «Какой вы умный!», «Какой вы системный!», «Как вы глубоко мыслите!»
- Плюсы на третью функцию: (вкусно покормить, приятно напоить, усладить вкусовые и тактильные рецепторы, обложить комфортом, уютом, «котиками», лаской, позаботиться.)
- Плюсы на четвертую функцию: (структурное и логичное объяснение происходящих событий небольшими порциями)
В психологии
- Особенность прощать людям там, где не нужно, оборачивается «внезапной» злостью и обидами.
- Силовое, волевое давление держит плохо, стараясь выйти из под удара. В первые моменты «наезда» может вспылить и вести себя агрессивно, но довольно быстро перегорит или уйдет в любимое состояние «я в домике» (в буквальном смысле может «выключиться» из ситуации до состояния «не помню, где я был, что делал и как оказался дома»)
- Склонен к эзотерическим объяснениям и трактовкам даже обыденных вещей и рядовых событий, оставляет миру возможность показать свою «загадочность».
- Сильно подвержен гипнотическому трансу и суггестии (и ориентируется в этом состоянии гораздо лучше остальных социотипов).
- В целом, психологический портреи ЭИИ можно описать известной фразой: «Пока мы ожидали, что пройдут сложности, прошла жизнь».
Здоровье
- Склонен к переутомлению и стресогенным «болячкам».
- В ситуациях сколько-нибудь длительного стресса легко заболевает простудными заболеваниями. Часто бывает снижен иммунитет.
- Больше всего подвержен заболеваниям по профилю кардиологии (аритмия, гипертонический криз, инфаркт миокарда, ишемия, тахикардия, брадикардия, стенокардия) и дыхательных путей (ларингиты, фарингиты, трахеиты, бронхиты, астма, пневмония, плеврит, ХОБЛ).
Любовь и секс
Достоевский совершенно не склонен проявлять какую-либо сексуальную инициативу: он ожидает ее от партнера, причем в предельно откровенной и однозначной форме, для вступления в контакт нужен категорический императив партнера «необходимо!», или «неизбежно!», или «так надо!». ЭИИ не афиширует свою сексуальность, да часто сам и не вполне осознает её особенностей. Он готов следовать за партнером в мир сексуальных игр, но только под его практическим руководством и с однозначно высказанной «гарантией безопасности» от боли и других неприятных ощущений. Все хлопоты по подготовке контакта молчаливо перекладывает на партнера.
Любые непривычные и новые воздействия сексуального характера даже в устоявшейся паре воспринимает «в штыки»: консервативен и боязлив в интимных делах, а некоторые («непристойные») предложения со стороны любовника склонен считать издевательством над своими чувствами и ощущениями. Обычно воспринимает только сам факт наличия или отсутствия сексуальной жизни, нюансы для него не имеют большого значения или даже вовсе не фиксируются сознанием.
Ребенок
По Владимиру Львову:
- Дети этого типа резко выделяются на фоне окружающих, которым бывает сложно подстраиваться. Причины — высокая требовательность и избирательная социальная активность.
- Важно пробудить в ребенке интерес к делу. Предлагать интересные занятия как альтернативу пассивному времяпровождению.
- Выбор профессии — там, где нужно влиять на людей, раскрывать их способности и направлять в позитивное русло. Нежелательны занятия, которые требуют выносливости, силы, ответственных деловых решений. Политика, журналистика, литература, актерское мастерство, госслужба, работа с персоналом, психология и педагогика.
- Дополнительное обучение, кружки, секции — там, где есть контакты с людьми в умеренном объеме. Перспективны занятия актерским мастерством, музыкой, дизайном, изобразительным искусством.
- При желании ребенка освоить технологии, информатику или финансы важно сфрормировать трезвую оценку способностей, делать ставку на концентрацию и сообразительность.
- Таким детям противопоказано распыляться. Лучше приучить делать одно дело на совесть и доводить до результата.
- Спорт — любой, кроме силовых видов. Важно, чтобы ребенок приучился к занятиям спортом как профилактике от лени.
- Шумные мероприятия и компании на износ возможны в меру. Лучше проводить время в спокойном режиме, при делах.
- Можно полагаться на чувство времени, умение прийти вовремя и успеть.
- В случае спора важно показать ребенку реальную основу, факты и перспективы; давать реальную оценку людей, явлений и событий.
- Не стоит пытаться навязывать то, что не принимает ребенок.
- В случае конфликтов и неприятностей важно снизить воздействие эмоционального негатива. Не стоит вымещать на ребенке зло и повышать на него голос.
- Можно рассчитывать на стремление придерживаться норм в общении и следить за окружающими, но лучше с детства прививать открытый взгляд на людей и терпимое отношение к недостаткам и рискованным поступкам.
- Важно убедить ребенка не быть чрезмерно требовательным к окружающим, не навязывать свой порядок.
- Можно полагаться на развитое чувство авторитета. Родитель должен стремиться быть авторитетной фигурой и подкреплять это интересными делами.
- Важно, чтобы авторитетами стали родители или достойные доверия люди, а не сомнительные компании.
- Стремление к раннему выбору профессии можно поощрять и быть готовым к долгосрочному выбору профессии, хотя вряд ли окончательному.
Ситуации
По Рейнину:
- Взаимодействие с социальными структурами. У вас прекрасно получается взаимодействовать с социальными структурами, при условии, что вы заставите себя взяться за дело. Люди могут упрекать вас в формализме, однако в социальных делах формализм как каша в масле — не мешает, а строго наоборот. Во всяком случае пользуйтесь вашей способностью вносить ясность. И для себя, и для социальных партнеров.
- Несдержанность в эмоциях. Ссора. Вы стараетесь избежать ненужных ссор и свести всё к юмору. Однако это избегание немедленно приводит вас к погружению в себя и процессу самокопания в оттенках переживаний себя и противной стороны. При сильной ссоре вы рискуете потеряться в себе и “зализывать раны” в одиночестве.
- Отношения с противоположным полом. Вы верите в то, что вам говорят. Хорошо разбираетесь в своих и чужих чувствах, при этом не стесняетесь это озвучивать. Постоянно сомневаетесь в своей нужности и привлекательности. Стесняетесь своего влечения и не смеете навязывать это влечение другому.
- Невозможность решительных действий. Колебания и задержки. Здесь вам не стоит сильно беспокоиться. В мире есть масса вещей и ситуаций, никак не зависящих от наших планов. Важно почувствовать окончание этого этапа и быть готовым к совершению определенных действий. Возможно, тут потребуются вся ваша энергия и сосредоточенность.
- Невозможность отстаивать свои интересы, идти к намеченной цели. При первых препятствиях в деле достижения целей вы легко можете махнуть на них рукой или подменить внешние цели внутренними. Трезво оцените ситуацию. Если отстоять свои интересы действительно объективно невозможно, потратьте время вынужденного ожидания за любимым занятием — изучением своего внутреннего мира.
- Экстремальные ситуации, стихийные бедствия. Работа с людьми в этих условиях. Вы можете организовать вокруг себя людей и с честью выбраться из ситуации, если она не парализует вас в первые моменты своего развития. Рекомендация: не позволяйте себе самоанализ! Действуйте!
- Трудности в общении. Невозможность компромиссов. Возможно, вам приходилось сталкиваться с ситуацией, когда люди не слишком хорошо понимают то, что вы им говорите. Обратите на это особое внимание: люди будут соглашаться с вами, имея в виду что-то своё. Если в ваших отношениях с кем-то требуются серьезные корректировки и компромиссы, лучше отложить встречу на другое время.
- Межличностные конфликты. Конфликты — не ваша сильная сторона. Да, вы можете ответить и даже очень аргументированно и эмоционально. Однако последствия конфликтов заставят вас восполнять энергию непозволительно долго. Рекомендация: во время конфликта посмотрите на всё с новой стороны. Возможно, конфликт еще можно перевести в конструктивное русло. В противном случае не ввязывайтесь. Любая буря рано или поздно уляжется.
- Плохое самочувствие. От недомогания не убежать и вы это знаете. Но все равно будете предпринимать такие попытки, потому что это менее энергозатратно. Потрудитесь найти силы и обратиться за квалифицированной помощью. Проблемы сами не рассасываются.
- Обманы и запугивания. Факты — упрямая вещь, что верно, то верно. И все-таки не спешите с выводами. Посмотрите внимательно: факты могут быть определенным образом представлены, а иногда и подтасованы. Посмотрите, кто и как трактует факты и в чем его интерес. Возможно, решение проблемы перестанет казаться столь однозначным.
- Несвойственные поступки. Смена образа. Порой вам кажется, что люди должны оценить ваши чувства, увидеть ваши достоинства, понять вас. Увы, это глубокое заблуждение. Многие тонкие вещи люди не замечают. Рекомендация: смелее заявляйте о себе.
- Неожиданное событие. Срыв распорядка. Мир не будет слишком агрессивен, если у вас будет меньше внутреннего напряжения.